Иоганн Вольфганг Гёте

Иоганн Вольфганг Гёте (Goethe)

(28.08.1749 г., Франкфурт-на-Майне, – 22.03.1832 г., Веймар), немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель. Выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени, разносторонний учёный, обнаруживший в своих работах по естествознанию "... гениальные догадки, предвосхищавшие позднейшую теорию развития" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 287).

Сын имперского советника, образованного бюргера, Гёте учился в Лейпциге (1765 – 1768 гг.) и Страсбурге (1770 – 1771), слушал лекции по юриспруденции и многим другим научным дисциплинам, включая медицину. В Страсбурге Гёте познакомился с И. Г. Гердером и стал участником движения "Бури и натиска". В 1775 г. приехал в Веймар по приглашению герцога Карла Августа. Пренебрегая мнением двора, Гёте вступил в гражданский брак с работницей цветочной мастерской Кристианой Вульпиус. Великую французскую революцию принял сдержанно, но в сентябре 1792 г., в битве при Вальми, гениально определил всемирно-историческое значение победы революционных войск Франции: "С этого дня и с этого места начинается новая эпоха всемирной истории". Важное значение имела для Гёте дружба с Ф. Шиллером (с 1794 г.). В Веймаре Гёте руководил организованным им в 1791 г. театром.

Ранние поэтические произведения Гёте (1767 – 1769 гг.) тяготеют к традициям анакреонтической лирики. Первый сборник стихов Гёте издал в 1769 г. Новый период его творчества начинается в 1770 г. Лирика Гёте периода "Бури и натиска" – одна из самых блестящих страниц в истории немецкой поэзии. Лирический герой Гёте предстаёт воплощением природы или в органическом слиянии с ней ("Путник", 1772 г., "Песнь Магомета", 1774 г.). Он обращается к мифологическим образам, осмысляя их в бунтарском духе ("Песнь странника в бурю", 1771 – 1772 гг.; монолог Прометея из неоконченной драмы, 1773 г.). Историческая драма "Гёц фон Берлихинген" (1773 г.) отразила события кануна Крестьянской войны 16 в., прозвучав суровым напоминанием о княжеском произволе и трагедии раздробленной страны. В романе "Страдания юного Вертера" (1774 г.) Гёте, использовав форму сентиментального романа в письмах, передаёт драматические личные переживания героя и в то же время создаёт картину немецкой действительности. В драме "Эгмонт" (1788 г.), начатой ещё до переезда в Веймар и связанной с идеями "Бури и натиска", в центре событий – конфликт между иноземными угнетателями и народом, сопротивление которого подавлено, но не сломлено; финал драмы звучит призывом к борьбе за свободу.

Десятилетие 1776 – 1785 гг. – переходное в творческом развитии Гёте. Реакция на индивидуалистическое бунтарство обусловила мысль Гёте о необходимости самоограничения личности ("Границы человечества", 1778 – 1781 гг.; "Ильменау", 1783 г.). Однако верный героическим заветам гуманизма, Гёте утверждает, что человек способен к творческим дерзаниям ("Божественное", 1782 г.). В этом противоречивость мировоззрения Гёте. В конце 80-х гг. 18 в. оформляется концепция так называемого веймарского классицизма – особого варианта европейского и немецкого просветительства. В идее гармонии, воспринятой Гёте от И. Винкельмана и разработанной Гёте и Шиллером, утверждение идеала гармонической личности сочетается с программой постепенных реформ, происходит замена идей борьбы идеей воспитания (драма "Торквато Тассо", 1780 – 1789 гг., издана в 1790 г.).

Языческо-материалистическое восприятие античной культуры ярче всего выражено в "Римских элегиях" (1790 г.), прославляющих плотские радости. Позднее в балладе "Коринфская невеста" (1797 г.) Гёте противопоставит это жизнеутверждающее язычество аскетической религии христианства. Трагедия "Ифигения в Тавриде" (1779 – 1786 гг., издана в 1787 г.) написана на сюжет древнегреческого мифа, идея трагедии – победа человечности над варварством. Великая французская революция получает непосредственное отражение в "Венецианских эпиграммах" (1790 г., изданы в 1796 г.), в драме "Гражданин-генерал" (издана в 1793 г.), новелле "Беседы немецких эмигрантов" (1794 – 1795 гг.). Гёте не приемлет революционного насилия, но вместе с тем признаёт неизбежность социального переустройства. В эти годы он пишет сатирическую поэму "Рейнеке-Лис" (1793 г.), обличающую феодальный произвол. В поэме "Герман и Доротея" (1797 г.), написанной гекзаметром, по жанру близкой к идиллии, Гёте сталкивает тихий патриархальный уклад немецкого захолустья и "небывалое движение", развернувшееся за Рейном. Крупнейшее произведение Гёте 1790-х гг. – роман "Годы учения Вильгельма Мейстера" (1793 – 1796 гг., издан в 1795 – 1796 гг.). Сценические увлечения героя предстают как юношеское заблуждение, в финале романа он видит свою задачу в практической экономической деятельности. Фактически это означало примирение с отсталой немецкой действительностью. Яркость реалистических бытовых сцен, колоритность образов сочетаются в романе Гёте с надуманно загадочным финалом, изображением таинственных фигур и т. п. Автобиографическая книга "Поэзия и правда из моей жизни" (ч. 1 – 4, издание 1811 – 1833 гг.) охватывает ранний период жизни Гёте, до переезда в Веймар, и критически оценивает бунтарство "Бури и натиска". "Итальянское путешествие" (т. 1 – 3, издание 1816 – 1829 гг.) – замечательный художественный документ эпохи. В семейном романе "Избирательное сродство" (издан в 1809 г.) Гёте поднимает вопрос о свободе чувства, но – под знаком отречения и верности семейным устоям. Роман "Годы странствий Вильгельма Мейстера" (ч. 1 – 3,1821 – 1829 гг.), уже во многом связанный с традицией немецкого романтического романа, примечателен идеей коллективного труда, воплощённой как наивная утопия ремесленной общины. Характерный для романтизма интерес к Востоку отражён в цикле "Западно-восточный диван" (1814 – 1819 гг., издан в 1819 г.), навеянном персидской поэзией. В публицистике последних лет Гёте, отвергая тевтономанию и мистические стороны немецкого романтизма, приветствует сборник народных песен Л. И. Арнима и К. Брентано "Волшебный рог мальчика" (1806 – 1808 гг.), высоко оценивает романтизм Дж. Г. Байрона. В полемике против националистических тенденций, развившихся в Германии в период и после наполеоновских войн, Гёте выдвигает идею "мировой литературы", не разделяя при этом гегелевского скептицизма в оценке будущности искусства.

Трагедия "Фауст" (1-я ч. – 1808 г., 2-я ч. – 1825 – 1831 гг.) подводит итог развитию всей европейской просветительской мысли 18 в. и предваряет проблематику 19 в. В обработке сюжета Гёте опирался на народную книгу о Фаусте (1587 г.), а также на кукольную драму. В образе Фауста воплощена вера в безграничные возможности человека. Пытливый ум и дерзания Фауста противопоставлены бесплодным усилиям сухого педанта Вагнера, отгородившегося от жизни, от народа. Гёте передаёт свою мысль в чеканной формуле: "Сера теория, мой друг. Но вечно зелено дерево жизни". В процессе исканий Фауст, преодолевая созерцательность немецкой общественной мысли, выдвигает деяние как основу бытия. В произведениях Гёте нашли отражение гениальные прозрения диалектики (монолог Духа земли, противоречивые стремления самого Фауста). У Гёте снимается метафизическая противоположность добра и зла. Отрицание и скепсис, воплощённые в образе Мефистофеля, становятся движущей силой, помогающей Фаусту в его поисках истины. Путь к созиданию проходит через разрушение – таков вывод, к которому, по словам Н. Г. Чернышевского, приходит Гёте, обобщая исторический опыт своей эпохи. История Гретхен становится важным звеном в процессе исканий Фауста. Трагическая ситуация возникает в результате неразрешимого противоречия между идеалом естественного человека, каким представляется Фаусту Маргарита, и реальным обликом ограниченной девушки из мещанской среды. Вместе с тем Маргарита – жертва общественных предрассудков и догматизма церковной морали. В стремлении утвердить гуманистический идеал Фауст обращается к античности. Брак Фауста и Елены выступает символом единения двух эпох. Но это единение лишь иллюзия – Елена исчезает, а сын их гибнет. Итогом исканий Фауста становится убеждение, что идеал надо осуществлять на реальной земле. При этом Гёте уже понимает, что новое, буржуазное общество, создаваемое на развалинах феодальной Европы, далеко от идеала. Поставленный перед сложным комплексом проблем 19 в., Гёте сохраняет просветительский оптимизм, но обращает его к будущим поколениям, когда станет возможным свободный труд на свободной земле. Во имя того светлого будущего человек должен действовать и бороться. "Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идёт на бой!" – таков конечный вывод, вытекающий из оптимистической трагедии Гёте.

Смерть Гёте, по словам Г. Гейне, обозначила конец "художественного периода" в немецкой литературе (понятие, означающее, что интересы искусства преобладали тогда над общественно-политическими).

Отечественное литературоведение плодотворно работает над освоением наследия Гёте. В России творения Гёте изучались и переводились начиная с 18 в. В переводах принимали участие В. А. Жуковский, поэты пушкинского круга, а также Ф. И. Тютчев, К. С. Аксаков, Н. П. Огарев, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет. Имеется 23 перевода 1-й части "Фауста". Первый перевод "Фауста" сделан в 1838 г. Э. И. Губером. Лучшими признаны переводы Н. А. Холодковского и Б. Л. Пастернака. Стихи Гёте переводили Н. Н. Вильмонт, В. В. Левик и др.

Широкую известность приобрели рисунки Э. Делакруа к "Фаусту". На тему "Эгмонта" сочинил музыку Л. Бетховен (1810 г.). Ш. Гуно написал оперу "Фауст" (1859 г.), А. Бойто – оперу "Мефистофель" (1868 г.), Г. Берлиоз – ораторию "Осуждение Фауста" (1846 г.).

С. В. Тураев

В области естествознания Гёте выполнил ряд работ: по сравнительной морфологии растений и животных, по физике (оптика и акустика), минералогии, геологии и метеорологии. Наибольшее историческое значение имеют морфологические исследования Гёте. В труде "Опыт о метаморфозе растений" (1790 г.) им прослежены признаки сходства в устройстве различных органов растений. В области сравнительной анатомии животных Гёте принадлежит открытие межчелюстной кости у человека (1784 г., опубликовано в 1820 г. одновременно с другими анатомическими работами в мемуаре "Вопросы морфологии", где, в частности, изложены представления Гёте о том, что череп состоит из слившихся позвонков). Ему принадлежит самый термин "морфология". Возражения Гёте Ньютону, открывшему сложный состав белого света, были ошибочны, но его труды по теории цветов сохраняют историческое значение, главным образом в области физиологии и психологии зрения. Взгляды Гёте на единство строения растительного и животных организмов позволяют считать его одним из предшественников Ч. Дарвина.

Л. Я. Бляхер

Литература: Меринг Ф. Литературно-критические статьи, т. 1. М.; Л., 1934; Шагинян М. Гёте (1749-1832). М.; Л., 1950; Жирмунский В. Гёте в русской литературе. Л., 1937; Лихтенштадт В. О. Гёте. Борьба за реалистическое мировоззрение. П., 1920; Гейман Б. Я. К спорам о Гёте // Вестник ЛГУ. – 1961. – № 14, вып. 3; Эккерман И. П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни: пер. с нем., вступ. ст. В. Ф. Асмуса. [М.; Л.], 1934; [Гёте]: Литературное наследство, т. 4 – 6. М., 1932; Легенда о докторе Фаусте. Изд. подгот. В. М. Жирмунский. М.; Л., 1958; Тураев С. В. И. В. Гёте. 2 изд. М., 1957; Вильмонт Н. Гёте. М., 1959; Копелев Л. "Фауст" Гёте. М., 1962; Золотусский И. Фауст и физики. М., 1968; Волков И. Ф. "Фауст" Гёте и проблема художественного метода. М., 1970; Канаев И. И. Гёте как естествоиспытатель. Л., 1970; Becher J. R. Der Befreier. B., 1949; Grotewohl O. Amboss oder Hammer. B., 1949; Dem Tüchtigen ist diese Welt nicht stumm. Jena, 1949; Lukács G. Goethe und seine Zeit. B., 1950; Fischer K. Goethe-Schriften, Bd. 1-9. Hdlb., 1888 – 1903; Korff Н. A. Geist der Goethezeit. 2 Aufl. T. 1 – 5. Lpz., 1955 – 1957; Rilla P. Goethe in der Literaturgeschichte. B., 1949; Den Manen Goethes. Gedenkreden von 1832 bis 1949. Weimar, 1957; Kolloquium über Probleme der Goetheforschung // Weimarer Beiträge. – 1960. – Sonderheft; Tümmler Н. Goethe in Staat und Politik. Köln, 1964; Scholz G. Faust-Gespräche. B., 1967; Wertheim U. Goethe-Studien. B., 1968.

Источник:Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 6, 1971, с. 436-438.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского