Иоганн Готфрид Гердер

Иоганн Готфрид Гердер (Herder)

(25.08.1744 г., Морунген, ныне Моронг, Польша, - 18.12.1803 г., Веймар) немецкий философ-просветитель, литератор, ведущий теоретик движения "Буря и натиск", педагог. Учился в Кёнигсбергском университете (1762-1764 гг.), где слушал лекции И. Канта. Сын учителя, Гердер проявил педагогические способности уже в годы преподавания в коллегии в Кенигсберге (с 1762 г.) и в Риге, где был учителем в Домской (кафедральной) школе (1764-1769 гг.). В 1776 г. при поддержке И. В. Гёте занял в Веймаре должность суперинтендента (главы протестантской церкви), в обязанности которого входило общее руководство и инспектирование школ. Провёл в гимназии реформу преподавания, истоком которой стала просветительская программа, изложенная им в "Дневнике моего путешествия 1769" (опубликована посмертно).

По мысли Гердера, все учреждения государства, все науки и искусства должны служить формированию гармонично развитого человека, идеал которого он видел запечатленным в искусстве Древней Греции. Гердер призывал не к подражанию, а к осознанному освоению наследия античности. Гимназия, по убеждению Гердера, призвана, прежде всего, развивать мышление учащихся для знания и понимания истории. С этих позиций он критиковал систему обучения в традиционной латинской школе. Главным учебным предметом считал родной язык; с преподавания его должно начинаться школьное обучение. Изучение истории, географии, литературы противопоставлял схоластическому изучению латинской грамматики. Поэзия, философия, история - таковы, по Гердеру, три "светильника", освещающие путь человечества.

Воспитание личности он понимал в единстве с совершенствованием всего человечества. Цель воспитания видел в достижении гуманности, т.е. такого состояния общества, когда каждый человек, не опасаясь другого, сможет развивать свои способности. Проблему воспитания гуманности Гердер осветил в главном труде "Идеи к философии истории человечества" (ч. 1-4, 1784-1791 гг.; полный русский перевод 1977 г.) и в продолживших его "Письмах о поощрении гуманности" (т. 1-10, 1793-1797 гг.). Гердер рассматривал мышление, язык, культуру как явления исторически развивающиеся и высказывал глубокие идеи о связи языка и мышления. Необходимым элементом воспитания считал уважение к истории и культуре других народов и способствовал распространению этого взгляда своими филологическими трудами (сб. "Голоса народов в песнях", 1807 г., и др.).

Для подготовки преподавателей сельских школ в 1786 г. учредил в Веймаре учительскую семинарию. Составил (1787 г.) букварь и книгу для начального чтения. Одним из первых указал на ценность педагогической практики и литературных трудов И. Г. Песталоцци. Идеи Гердера оказали значительное влияние на Гёте, В. Гумбольдта, на формирование неогуманизма в педагогической мысли Германии.

Литература: Гулыга А. В., Гердер, M., 1975; Kittel E., Herder als Padagog, W., 1878; Gai er U., Herders Sprachphilosophie und Erkenntniskritik. Stuttg., 1988.

A. В. Гулыга

Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 202.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского