|
Вильгельм Гумбольдт (Humboldt)(22.06.1767, Потсдам, - 08.04.1835, Тегель), немецкий учёный, философ, филолог, государственный деятель и дипломат. Член Берлинской Академии наук (1810 г.), почетный член Петербургской Академии наук (1832 г.). Его домашним учителем был И. Г. Кампе. Учился в университетах Франкфурта-на-Одере и Гёттингена (1787-1788 гг.). В 1809-1810 гг. директор Департамента исповеданий и просвещения в прусском министерстве внутренних дел, в 1819 г. министр внутренних дел. Инициатор открытия (1810 г.) университета в Берлине (ныне Гумбольдтовский университет, назван в честь братьев В. и А. Гумбольдтов). Представитель неогуманизма. В сочинении "Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства" (частично опубликовано в 1792 г., полностью в 1851 г., русский перевод 1898 г., 1985 г.) разработал общие принципы организации обществ, воспитания, рассмотрел взаимоотношения между системой обществ, воспитания, государством и церковью. Высказывался за передачу управления школьным делом в руки государства, которое как человеческое сообщество должно обладать способностью совершенствоваться. Эта идея нашла воплощение в проекте реформы народного образования, подготовленной И. В. Зюферном в 1819 г. Школьная система должна была состоять из 3 взаимосвязанных ступеней: элементарной школы, городской школы и гимназии. Проект отклонён прусским правительством. Гумбольдт реформировал гимназическое образование в Пруссии: расширил преподавание истории (увеличив время на изучение античности), математики, естествознания. Неогуманистические идеалы легли в основу предложений Гумбольдта по устройству Берлинского университета: целью высшего образования Гумбольдт провозгласил совершенствование личности. Этой цели должно служить объединение учебной и исследовательской деятельности в университете. Содействовал введению в начальной школе методов обучения И. Г. Песталоцци. В научном наследии Гумбольдта основное место занимают труды по языкознанию. Видя в языке средство непроизвольного выражения и определения истины, подчёркивал его основополагающее образовательное и воспитательное значение. Особое внимание уделял древнегреческому языку, который, по мнению Гумбольдта, наиболее полно выразил "идею человека". Литература: Гаим Р., В. фон Гумбольдт, перевод с немецкого, М., 1898 ; Spranger E., Wilhelm von Humboldt und die Reform des Bildungswesens, Tubingen, 1965; Grube K., Wilhelm von Humboldts Bildungsphiloso-S'aie, Halle, 1935; Menze C., Wilhelm von Humboldts Lehre und Bild von Menschen. Dusseldorf, 1965; Sсurla H. (Hrsg.), Wilhelm von Humboldt. Werden und Wirken, В., 1985. A. M. Пискунов Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 240-241. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|