Фёдор Иванович Тютчев

Фёдор Иванович Тютчев

[23.11(05.12).1803 г., село Овстуг, ныне Брянской области – 15(27).07.1873 г., Царское Село, ныне г. Пушкин Ленинградской области], русский поэт. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Рано начал писать стихи; в 1819 г. выступил в печати с вольным переложением из Горация. В 1819 – 1821 гг. обучался на словесном отделении Московского университета. По окончании курса зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. Состоял при русских дипломатических миссиях в Мюнхене (1822 – 1837 гг.) и Турине (1837 – 1839 гг.). В бытность Тютчева за границей его стихи и переводы (в том числе из Г. Гейне) появлялись в московских журналах и альманахах. В 1836 г. А. С. Пушкин, восхищённый стихами Тютчева, доставленными ему из Германии, напечатал их в "Современнике". Вернувшись в Россию (1844 г.), Тютчев с 1848 г. занимал должность старшего цензора Министерства иностранных дел, а с 1858 г. и до конца жизни возглавлял Комитет иностранной цензуры.

Как поэт Тютчев сложился на рубеже 1820-1830-х гг. К этому времени относятся шедевры его лирики: "Бессонница", "Летний вечер", "Видение", "Последний катаклизм", "Как океан объемлет шар земной", "Цицерон", "Silentium!", "Весенние воды", "Осенний вечер" и другие. Проникнутая страстной, напряжённой мыслью и одновременно острым чувством трагизма жизни, лирика Тютчева художественно выразила сложность и противоречивость действительности. В конце 1840 – начале 1850-х гг. Тютчев испытал подъём поэтического творчества; в 1854 г. вышел первый сборник его стихов, получивший признание современников.

В студенческие годы и в начале пребывания за границей Тютчев находился под влиянием свободолюбивых политических идей. Однако с развитием революционных событий в Европе укрепляются его консервативные настроения. В 1840-х гг. политические взгляды поэта приобретают панславистскую окраску: самодержавная Россия, призванная объединить все славянские народы, мыслится им в качестве оплота против революционного Запада (политическая статья "Россия и революция", 1849 г., и др., стихи "Море и утёс", "Рассвет", "Пророчество" и др.). Боясь революции, Тютчев испытывал в то же время острый интерес к "высоким зрелищам" социальных потрясений. В самом себе поэт ощущает "страшное раздвоенье", "двойное бытие", составляющее, по его убеждению, отличительное свойство человека той эпохи ("Наш век", 1851 г., "О вещая душа моя!", 1855 г., и др.).

Философские взгляды Тютчева формировались под воздействием натурфилософских построений Ф. Шеллинга. Лирика Тютчева пропитана тревогой. Мир, природа, человек предстают в его стихах в постоянном столкновении противоборствующих сил. Человек обречён на "безнадёжный", "неравный" бой, "отчаянную" борьбу с жизнью, роком, самим собой. Однако фаталистические мотивы сочетаются в поэзии Тютчева с мужественными нотами, славящими подвиг сильных духом натур ("Два голоса", 1850 г.). Особое тяготение проявляет поэт к изображению бурь и гроз в природе и в человеческой душе.

Представлением о всеобщей одушевлённости природы, о тождестве явлений внешнего и внутреннего мира обусловлены особенности поэтики Тютчева. Образы природы в поздней лирике окрашиваются прежде отсутствующим в них национально-русским колоритом. Тютчев – наряду с Е. А. Баратынским – крупнейший представитель русской философской лирики XIX века. Художественный метод Тютчева при всём его своеобразии отражает общее для русской поэзии движение от романтизма к реализму.

В 1850 – 1860-х гг. создаются лучшие произведения любовной лирики Тютчева, потрясающие психологической правдой в раскрытии человеческих переживаний. Проникновенный лирик-мыслитель, Тютчев был мастером русского стиха, придавшим традиционным размерам необыкновенное ритмическое разнообразие, не боявшимся необычных и в высшей степени выразительных метрических сочетаний. Многие стихи Тютчева положены на музыку ("Весенние воды" С. В. Рахманинова и др.), переведены на иностранные языки.

Жизнь и творчество Тютчева отражены в музейных экспозициях подмосковной усадьбы Мураново и в селе Овстуг Брянской области.

Литература: Благой Д., Гениальный русский лирик (Ф. И. Тютчев), в его кн.: Литература и действительность, М., 1959; Пигарев К., Жизнь и творчество Тютчева, М., 1962; Гиппиус В. В., Ф. И. Тютчев, в его кн.: От Пушкина до Блока, М.; Л., 1966; Касаткина В. Н., Поэтическое мировоззрение Ф. И. Тютчева, Саратов, 1969; Бухштаб Б. Я., Ф. И. Тютчев, в его кн.: Русские поэты, Л., 1970; Зунделович Я. О., Этюды о лирике Тютчева, Самарканд, 1971; Озеров Л., Поэзия Тютчева, М., 1975; Чулков Г., Летопись жизни и творчества Ф. И. Тютчева, М.; Л., 1933; Gregg R. A., Fedor Tiutchev. The evolution of a poet, New York; London, 1965.

К. В. Пигарев

Источник: Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 26, 1977, с. 417.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского