Сергей Васильевич Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов

[20.03(01.04).1873 г., имение Онег (Семёново?), ныне Новгородский район Новгородской области, - 28.03.1943 г., Беверли-Хилс, Калифорния; похоронен в Валхалле, близ Нью-Йорка], русский композитор, пианист и дирижёр. Родился в дворянской семье. С 4-5 лет играл на фортепьяно (занимался с матерью и педагогом А. Д. Орнатской). С 1882 г. учился в Петербургской консерватории у В. В. Демянского, с 1885 г. - в Московской консерватории у Н. С. Зверева и А. И. Зилоти (фортепьяно), С. И. Танеева и А. С. Аренского (композиция). В годы учения сочинил ряд произведений, в том числе романс "В молчаньи ночи тайной", 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1891 г., 2-я редакция 1917 г.). Окончил Московскую консерваторию по классам фортепьяно (1891 г.) и композиции (1892 г., с большой золотой медалью). Дипломная работа Рахманинова - одноактная опера "Алеко" (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина "Цыганы", постановка 1893 г., Большой театр, Москва). Среди сочинений 90-х гг. - "Пьесы-фантазии" (в т. ч. Прелюдия до-диез минор) и "Музыкальные моменты" (1896 г.) для фортепьяно, 1-я сюита для 2 фортепьяно (1893 г.), симфоническая фантазия "Утёс" (1893 г.), Элегическое трио (памяти П. И. Чайковского, 1893 г.), "Каприччио на цыганские темы" для оркестра (1894 г.), 1-я симфония (1895 г.), свыше 20 романсов (в т. ч. "Весенние воды").

В 1897-1898 гг. был дирижёром Московской частной русской оперы (здесь началась его дружба с Ф. И. Шаляпиным), в 1904-1906 гг. - Большого театра и симфонических концертов Кружка любителей русской музыки. С 1900 г. постоянно концертировал как пианист и дирижёр в России и за границей (в 1907-1914 гг. - в ряде европейских стран, в 1909-1910 гг. - в США и Канаде). В 1909-1912 гг. участвовал в деятельности Русского музыкального общества (один из инспекторов дирекции), в 1909-1917 гг. - Российского музыкального издательства. Среди сочинений 1900-1910-х гг. - 2-й (1901 г.) и 3-й (1909 г.) концерты для фортепьяно с оркестром, 2-я симфония (1907 г.), симфоническая поэма "Остров мёртвых" (по мотивам картины А. Бёклина, 1902 г.), оперы "Скупой рыцарь" (по Пушкину) и "Франческа да Римини" (по Данте, обе 1904 г.), кантата "Весна" (1908 г.), поэма "Колокола" для оркестра, хора и солистов (1913 г.), "Всенощное бдение" для хора а капелла (1915 г.), 4 серии романсов, соната для виолончели и фортепьяно (1901 г.), 2-я сюита для 2 фортепьяно (1901 г.); 2 сонаты (1907 г., 1913 г.), 23 прелюдии, 17 этюдов-картин (1911 г., 1917 г.) для фортепьяно. В декабре 1917 г. Рахманинов уехал на гастроли в Скандинавию, в 1918 г. переселился в США. В 1918-1943 гг. занимался преимущественно концертно-пианистической деятельностью (США и Европа). Создал лишь немногие сочинения - 4-й концерт (1926 г.) и "Рапсодию на тему Паганини" (1934 г.) для фортепьяно с оркестром, "3 русские песни" для оркестра и хора (1926 г.), "Вариации на тему Корелли" для фортепьяно (1931 г.), 3-ю симфонию (1936 г.), "Симфонические танцы" (1940 г.). В 1941-1942 гг. выступил с концертами, сборы от которых передал в помощь Советской Армии.

Рахманинов - один из крупнейших музыкантов рубежа 19-20 вв. Его искусство отличает жизненная правдивость, демократическая направленность, искренность и эмоциональная полнота художественного высказывания. Следовал лучшим традициям музыкальной классики, прежде всего русской. Музыка Рахманинова, обладающая неистощимым мелодическим и подголосочно-полифоническим богатством, впитала русские народно-песенные истоки и некоторые особенности знаменного распева. Одна из самобытных основ музыкального стиля Рахманинова - органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с ритмической энергией. Национально-колоритная черта гармонического языка - многообразное претворение колокольных звучностей. Рахманинов развил достижения русского лирико-драматического и эпического симфонизма. Тема родины, центральная в зрелом творчестве Рахманинова, с наибольшей полнотой воплотилась в его крупных инструментальных произведениях, особенно во 2-м и 3-м фортепьянных концертах, преломившись в лирико-трагическом аспекте в поздних сочинениях композитора. Имя Рахманинова как пианиста стоит в одном ряду с именами Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна. Феноменальная техника, певучая глубина тона, гибкая и властная ритмика всецело подчинялись в игре Рахманинова высокой одухотворённости и яркой образности выражения. Рахманинов был также одним из крупнейших оперных и симфонических дирижёров своего времени.

Литература: Асафьев Б. В., С. В. Рахманинов, [М.], 1945; С. В. Рахманинов. Сб. статей и материалов, М. - Л., 1947; С. В. Рахманинов и русская опера. Сб. статей, М., 1947; Молодые годы С. В. Рахманинова. Письма. Воспоминания, Л. - М., 1949; Понизовкин Ю., Рахманинов - пианист, интерпретатор собственных произведений, М., 1965; Брянцева В., Фортепианные пьесы Рахманинова, М., 1966; ее же, Детство и юность Сергея Рахманинова, 2 изд., М., 1972; С. В. Рахманинов в Ивановке. Сб. материалов и документов, Воронеж, 1971; Келдыш Ю., Рахманинов и его время, М., 1973; Воспоминания о Рахманинове, Сост. 3. Апетян, т. 1-2, 4 изд., М., 1974; Памяти С. В. Рахманинова. [Сб. воспоминаний], Нью-Йорк, 1946.

В. Н. Брянцева

Источник: Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т.21, 1975, с. 510.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Сайт о С. В. Рахманинове

Слушать:
Аудиозаписи в исполнении С. В. Рахманинова