|
Фёдор Иванович Шаляпин(01(13).02.1873, Казань – 12.04.1938, Париж) - русский певец (бас). Народный артист Республики (1918). Родился в бедной семье выходца из крестьян Вятской губернии, писца казанской земской управы. Окончил 2-классное городское училище. Уже в детском возрасте обладал красивым голосом (дискант), любил слушать народные песни, часто пел с матерью, "подлаживая голоса". С 9 лет пел в церковных хорах. Обучался сапожному, столярному и переплётному ремёслам, позже работал писцом, грузчиком, крючником. В 12 лет увлёкся театром, участвовал в качестве статиста в спектаклях гастролировавшей в Казани оперной труппы. В 1890 поступил в хор труппы С. Семёнова-Самарского в Уфе; в декабре того же года впервые выступил здесь в оперной партии (Стольник в "Гальке"). С 1891 скитался с небольшими театральными труппами по городам Поволжья, Средней Азии и Закавказья. В Тбилиси брал бесплатные уроки пения у Д. А. Усатова (1892-1893), выступал в ученических и любительских концертах. 28 сентября 1893 дебютировал на профессиональной оперной сцене в тбилисском Казённом театре (Рамфис в "Аиде"), где пел затем в течение всего сезона с нарастающим успехом; исполнял партии Мефистофеля, Мельника, Гремина; Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Тонио и многих других. С лета 1894 пел ведущие партии в оперных спектаклях, шедших в петербургском загородном саду "Аркадия", затем в Панаевском театре. 5 апреля 1895 дебютировал в Мариинском театре в партии Мефистофеля. Летом 1896 выступал в оперной труппе С. И. Мамонтова во время нижегородской ярмарки (впоследствии неоднократно приезжал в Нижний Новгород, пел на сцене ярмарочного театра и в концертах). В сентябре того же года по приглашению Мамонтова перешёл в Московскую частную русскую оперу, где сразу занял ведущее положение; за годы работы в театре создал ряд выдающихся образов в русских операх - Иван Грозный в "Псковитянке" (1896), Досифей (1897), Борис Годунов, Олоферн (оба в 1898) и другие. В. В. Стасов писал о 25-летнем Шаляпине: "Одним великим художником стало больше". Развитию таланта Шаляпина во многом способствовало его окружение в мамонтовской опере, где работали художники В. Д. Поленов, В. М. и А. М. Васнецовы, И. И. Левитан, В. А. Серов, М. А. Врубель, К. А. Коровин и др., где начинал свою дирижёрскую деятельность молодой С. В. Рахманинов, с которым Шаляпин подготовил ряд партий, в том числе Бориса Годунова и заглавную партию "Мефистофеля" Бойто. Дружба с М. Горьким, начавшаяся в 1901, во многом определила идейно-художественные принципы Шаляпина. Немалую роль в формировании его мировоззрения и художественных взглядов сыграли также встречи с историком В. О. Ключевским, В. В. Стасовым, Н. А. Римским-Корсаковым, И. Б. Репиным и др. С 24 сентября 1899 Шаляпин - солист Большого театра (дебютировал в партии Мефистофеля), пел часто на сцене Мариинского театра в Петербурге, регулярно давал концерты, в том числе благотворительные. С триумфальным успехом впервые выступил за рубежом, исполнив в 1901 в миланском театре "Ла Скала" партию Мефистофеля в опере "Мефистофель" Бойто (дирижёр - А. Тосканини; Фауст - Э. Карузо); последующие гастроли утвердили мировую славу русского певца. Шаляпин выступал в Риме (1904), Монте-Карло (1905), Оранже (Франция, 1905), Берлине (1907), участвовал в Исторических русских концертах, организованных в Париже С. П. Дягилевым (1907), пел в "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк, 1908), в "Русских сезонах" (Париж, 1908, 1913; Лондон, 1913, 1914). В годы 1-й мировой войны 1914-1918 Шаляпин пел на сцене императорских театров, а также в петроградском Народном доме и московском Оперном театре С. И. Зимина. После Октябрьской революции 1917 артист активно участвовал в жизни театров, был выборным членом директорий Большого и Мариинского театров, руководил художественной частью Мариинского театра (1918), разработал схему реорганизации оперной труппы, стремясь поднять творческую дисциплину и художественный уровень его спектаклей, привлёк новых дирижёров (в т. ч. молодого A. M. Pазовского). Шаляпин пел в 80 и более спектаклях в течение каждого сезона (почти все спектакли с его участием шли как целевые - для рабочих, красноармейцев, школ, профсоюзов и др.), давал много бесплатных концертов в пользу различных организаций, выступал на заводах, перед кронштадтцами и др. В 1918 первым из деятелей искусств удостоен звания народного артиста Республики. Несколько раз выезжал на гастроли за границу, из последней (весной 1922) обратно не вернулся, хотя долго считал своё пребывание за рубежом временным. Величайший представитель русской вокальной школы, Шаляпин обладал высоким певучим басом (basso cantante) огромного диапазона, необычайной гибкости, выразительности и красоты тембра. Дарование Шаляпина удивительно многогранно и органично, он был признан подлинным новатором в оперном искусстве, в т. ч. в области вокальной декламации; поразительно чутко ощущая слово в музыке, Шаляпин передавал тончайшие смысловые интонации. Шаляпин-актёр поражал редким даром перевоплощения, он с потрясающей глубиной и правдивостью, последовательно раскрывал характеры своих героев, приоткрывая тайники их внутреннего мира часто одной лишь фразой или жестом. Пластическое мастерство Шаляпина, одарённого художника и скульптора, было совершенным. По словам В. Ф. Лопухова, "...он оказал огромное влияние на развитие хореографического искусства 20 века, фактически став учителем правды в музыкальном театре, учителем жеста, позы, ощущения музыки в каждом движении...". Шаляпин-музыкант, с его феноменальным слухом, памятью, чувством ритма, с его умением заставлять "звучать" даже паузы, строил свою роль только в полном контексте партитуры и всего авторского замысла. Высказывания Шаляпина об искусстве представляют своего рода программу реалистического мастерства оперного артиста. Историческая роль Шаляпина прежде всего в том, что своим мощным дарованием, преклонением перед гением М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, перед всей русской музыкой, он открыл отечественной опере (в официальных кругах находившейся в пренебрежении) путь на императорские сцены и на все сцены мира. В репертуаре Шаляпина было около 70 партий. Непревзойдённые по своей жизненной правде образы созданы Шаляпиным в операх русских композиторов - Мельник (1894), Иван Сусанин (1895), Галицкий (1896), Иван Грозный ("Псковитянка", 1896), Досифей, Варяжский гость (оба в 1897), Олоферн (1898), Борис Годунов, Сальери (оба в 1898), Варлаам и Алеко (1899), Фарлаф (1901), Ерёмка ("Вражья сила", 1902), Демон (1904), Кончак (1914). Среди лучших партий в западноевропейском репертуаре - Мефистофель (оперы "Фауст" Гуно (1893) и "Мефистофель" Бойто (1901)), Дон Базилио ("Севильский цирюльник", 1894), Филипп II (1907), Лепорелло (1908), Дон Кихот ("Дон Кихот" Массне, 1910). Своим искусством Шаляпин утверждал непреложный закон художественного реализма. "Единственно правильным путем к красоте я... признал для себя правду", - писал он. Шаляпин создавал типы: его персонажи жили на сцене полной жизнью, со своими положительными и отрицательными сторонами характера, страстями, страданиями и радостями; артист тщательно продумывал их внешнее пластическое выражение, грим, костюмы, но главным для него всегда оставалась внутренняя суть образа. В русском селянине (Иван Сусанин, Мельник) Шаляпин раскрывал всё величие его души. В образах властителей (Иван Грозный, Борис Годунов, Олоферн, Филипп II) глубоко обнажал раздвоенность совести, чувств, внутреннее бессилие перед высшими нравственными идеалами. В этом проявлялось неприятие Шаляпина самовластия. Сценические концепции Шаляпина были рождены его эпохой, в них жили те же импульсы, которые определяли сущность русского общественной жизни. Шаляпин был столь же великим интерпретатором камерной вокальной музыки. Дар перевоплощения, отмечавший его сценические образы, захватывал и концертную аудиторию. Репертуар певца включал до 400 произведений разного плана, в основном камерного и народнопесенного жанров. Благодаря Шаляпину стали широко исполняться многие вокальные произведения русского композиторов, а также сочинения западноевропейских авторов. В числе шедевров исполнительского мастерства Шаляпина - "Блоха", "Забытый", "Полководец" и "Трепак" Мусоргского, "Ночной смотр" Глинки, "Старый капрал" Даргомыжского, "Пророк" Римского-Корсакова, "Два гренадера" Шумана, "Двойник" Шуберта и др. Шаляпин безраздельно увлекал проникновенным исполнением русских народных песен, особую известность приобрела "Дубинушка", которую он спел 26 ноября 1905 со сцены Большого театра в разгар революционных событий 1905-1907. Шаляпин выступал и как оперный режиссёр (им поставлены оперы "Дон Кихот" Массне (1910), "Хованщина" (1911), "Дон Карлос" (1917)), снимался в фильмах - "Царь Иван Васильевич Грозный" (по опере "Псковитянка", 1915, Россия), "Дон Кихот" (1932, Франция), был талантливым скульптором, живописцем, графиком, обладал литературным даром. Шаляпин оставил глубокий след в мировой художественной культуре, оказав огромное воздействие не только на развитие вокального искусства и музыкального театра в целом, но и на многие смежные области. "Ф. Шаляпин - лицо символическое, это удивительно целостный образ демократической России..." - так оценивал Горький артиста в период его наивысшего расцвета. Сочинения: Страницы из моей жизни (Автобиография Ф. И. Шаляпина), "Летопись", 1917, No 1-12 (частично), полностью в кн.: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976; Les fleurs de mon Pays, "Matin", 1908, 19 mai (рус. пер. - Шаляпин P., Цветы моей Родины, "Судоходец", Н. Новгород, 1908, 12 мая, также в кн.: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976; Маска и душа, Париж, 1932, фрагменты в кн.: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976; Sаlарin Teodor, Spiewak na scenie operowei, "Muzyka", t. 9, 1934 (рус. пер. - Певец на оперной сцене, "СМ", 1953, No 4, то же в кн.: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976); Об А. М. Горьком (вместо некролога), Париж, 1936, июль, то же, в кн. Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976; Переписка Ф. И. Шаляпина с А. М. Горьким, "Горьковские чтения. 1949-52", М., 1954, также в кн.: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976; Переписка Ф. И. Шаляпина с В. В. Стасовым, в кн.: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976. Литература: Старк Э., Шаляпин, Пг., 1915; его же, Ф. И. Шаляпин (К двадцатипятилетию артистич. деятельности), "Аполлон", 1915, No 10; Асафьев Б. В., Шаляпин, в сб.: Советская музыка, сб. 4, М.-Л., 1945; Залкинд Г., Рисунки Ф. И. Шаляпина, "Театральный альманах", кн. 3 (5), М., 1946; Янковский М., Шаляпин и русская оперная культура, Л.-М., 1947; его же, Ф. И. Шаляпин, М.-Л., 1951, Л., 1972; Стасов В. В., Статьи о Шаляпине, М., 1952; Никулин Л., Федор Шаляпин, М., 1954; Ф. И. Шаляпин (Сб., ред.-сост. Е. А. Грошева), т. 1-2, М., 1957-58; Raскин A., Шаляпин и русские художники, Л.-М., 1963; Коллар В., 187 дней из жизни Шаляпина, Горький, 1967; Коровин К. A., Шаляпин. Встречи и совместная жизнь, в кн.: Константин Коровин вспоминает..., М., 1971; Дмитриевский В., Великий артист, Л., 1973; Федор Иванович Шаляпин (Сб., ред.-сост. Е. А. Грошева), т. 1-3, М., 1976-1979; Feschotte J., Ce gйant, F. Chaliapine, P., 1968; Goury J., F. Chaliapine, P., 1970 (с дискографией); Cosma V., Saliapin оn Romвnia, "Muzica", 1973, No 2. E. A. Грошева Источник: Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|