|
Шарль Гуно (Gounod)(17.06.1818 г., Париж, - 18.10.1893 г., Сен-Клу, пригород Парижа), французский композитор. Член института Франции (1866 г.). Отец Гуно был художником, мать - преподавательницей музыки. Гуно брал уроки теории музыки у А. Рейхи. В 1836-1838 гг. учился в Парижской консерватории у Ж. Ф. Галеви (контрапункт и фуга), Ж. Ф. Лесюэра и Ф. Паэра (композиция). В 1839 г. получил Римскую премию (за кантату «Фернан»), давшую ему возможность три года провести в Италии и недолго в Германии. С 1845 г. в течение нескольких лет занимал должность органиста, затем капельмейстера одной из церквей Парижа. В 1852-1860 гг. был директором парижского объединения хоровых обществ «Орфеон». В 1870-1875 жил в Лондоне, где основал общество «Хор Гуно» (ныне Королевское хоровое общество). Гуно - виднейший представитель французской лирической оперы. Вершина творчества Гуно - опера «Фауст» (по одноименной трагедии Гёте; «Театр лирик», 1859 г.; с речитативами вместо разговорных диалогов и балетной сценой «Вальпургиева ночь» - 1869 г., театр «Гранд-Опера»), завоевавшая мировое признание. Лучшие оперы Гуно отличают правдивость в изображении чувств и переживаний героев, психологически тонкое раскрытие их душевного мира. Искренность и задушевная простота мелодии, насыщенной оборотами городского песенно-танцевального фольклора, контрастная динамика драматургии, реалистическая обрисовка жанрово-бытовых сцен, изящество гармонии и инструментовки - таковы особенности созданной Гуно лирической оперы. Гуно - автор 14 опер (2 из них не окончены), в том числе «Сафо» (1850 г.), «Лекарь поневоле» (1857 г.), «Филемон и Бавкида» (1859 г.), «Царица Савская» (1861 г.), «Ромео и Джульетта» (1865 г.); кантат, в том числе «Галлия» (1871 г.); музыки к спектаклям («Мещанин во дворянстве» Мольера, «Улисс» Понсара, «Жанна д'Арк» Барбье и др.); многочисленных духовных произведений (месс, реквиемов); симфонических сочинений (в том числе 2 симфоний); романсов и песен, фортепианных пьес и др. Творчество Гуно оказало заметное влияние на многих французских композиторов - Ж. Бизе, Ж. Массне, Л. Делиба и др. Гуно выступал также как музыкальный писатель. Сочинения: «Ascanio» de Saint-Saёns, P., 1890; Le «Don Juan» de Mozart, P., 1890; Mémoires d'un artiste, 3 éd., P., 1896; русский перевод - Записки артиста, Спб, [1904]; Воспоминания артиста, М., 1962. Литература: Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводных работ, под ред. М. С. Друскина, М., 1938; Prod' homme J. G. et Dandelot A., Gounod (1818—1893),v. 1—2, P., 1911. С. М. Грищенко Источник: Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 7, 1972, с. 450-451. В фонде библиотеки имеется следующее издание:
Послушать онлайн: |