|
Борис Леонидович Пастернак[29.01(10.02).1890 г., Москва, – 30.05.1960 г., Переделкино Ленинского района Московской области], русский советский писатель. Сын художника Л. О. Пастернака. В 1912 г. в Германии изучал философов марбургской школы. Первые стихи опубликовал в 1913 г. Первый сборник стихов "Близнец в тучах" (1914 г.). Автор сборников: "Поверх барьеров" (1917 г.), "Сестра моя – жизнь" (1922 г., написана преимущественно летом 1917 г.). Входил в литературную группу "Центрифуга" (Н. Асеев, С. Бобров и др.), занимавшую позицию между символистами и футуристами. В поэме "Высокая болезнь" (1924 г., 2-я редакция 1928 г.) Пастернак переходит от лирики к эпическому жанру; опубликовал поэмы, посвященные первой русской революции: "Девятьсот пятый год" (1925 – 1926 гг.) и "Лейтенант Шмидт" (1926 – 1927 гг.), о которых М. Горький писал: "Книга - отличная; книга из тех,... которым суждена долгая жизнь" ("Литературное наследство", т. 70, 1963 г., с. 300). Тогда же он писал о лирике Пастернака: "... Я могу пожелать ей только большей простоты. Мне часто кажется, что слишком тонка, почти неуловима в стихе вашем связь между впечатлением и образом" (там же, с. 308). Лирика Пастернака, отмеченная высокой поэтической культурой, проникнута чувством сопричастности миру природы, поэзии, любви – они воспринимаются писателем как некие извечные стихии, которые он должен "разгадать" и воссоздать во всей нетронутой естественности. Поэтический путь Пастернака ознаменован настойчивым стремлением дойти "до самой сути" вещей и явлений, добиться простоты стиля, который отражал бы глубину и ясность видения мира. Противоречивость мировоззрения поэта, искавшего своего пути в новой действительности, сказалась в его книгах начала 1930-х гг. В автобиографической повести "Охранная грамота" (1931 г.) и в неоконченном романе в стихах "Спекторский" (1931 г.) выражено убеждение в моральной правоте революции, в высоте её нравственных истоков и целей. Однако, вступая в противоречие с пролетарским гуманизмом, Пастернак отрицал революционное насилие как средство достижения этих целей. В то же время для книг стихов "Второе рождение" (1932 г.) характерна попытка взглянуть "без пелён" на жизнь страны, постичь её завтрашний день. С начала 1930-х гг. Пастернак переводил стихи грузинских поэтов – Н. Бараташвили, А. Церетели, Г. Леонидзе, Т. Табидзе, С. Чиковани, П. Яшвили. Владея многими языками, Пастернак создал новые переводы пьес У. Шекспира, "Фауста" И. В. Гёте, стихов Г. Сакса, П. Шелли, Дж. Китса, П. Верлена. В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Пастернак пишет стихи о героях и тружениках войны ("Смерть сапёра" и др.). В 1943 г. выходит сборник "На ранних поездах", в 1945 г. – "Земной простор", в которых наметился отход от прежней поэтики, стремление к классически ясному стилю. В 1950-е гг. Пастернак пережил глубокий кризис. В романе "Доктор Живаго" выражено отрицательное отношение к революции и неверие в возможность социального преобразования общества. Публикация этого романа за рубежом (1957 г.) и присуждение за него Пастернаку Нобелевской премии (1958 г.) вызвали резкую критику в советской печати; Пастернак был исключен из Союза писателей. От Нобелевской премии он отказался. В последнем цикле стихов "Когда разгуляется" (1956 – 1959 гг.) ощутим новый прилив творческих сил поэта, его стремление преодолеть мотивы трагического одиночества. Литература: Горький и советские писатели. Неизданная переписка, в кн.: Литературное наследство, т. 70, М., 1963; Тагер Е., "Избранное" Б. Пастернака, "Литературная газета", 1966, 11 авг.; Паперный З., Б. Л. Пастернак, в кн.: История русской советской литературы, т. 3, М., 1968, с. 350-389; Наумов Е., О времени и о себе. Маяковский и Пастернак, в его кн.: О спорном и бесспорном, Л., 1973. З. С. Паперный Источник:Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 19, 1975, с. 269-270. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|