Максим Горький

Максим Горький

(псевдоним; настоящее имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) [16(28).03.1868, г. Нижний Новгород, – 18.06.1936, Горки, под Москвой], русский советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма, родоначальник советской литературы. Отец Горького – столяр-краснодеревец М. С. Пешков, мать – В. В. Каширина, дочь владельца красильни. Рано потеряв отца, Горький подростком начал тяжёлую жизнь "в людях". Работал грузчиком, пекарем. Занимался самообразованием. Участвовал в нелегальных народнических кружках, вёл пропаганду среди рабочих и крестьян. После ареста в 1889 г. находился под надзором полиции. В 1888-1889 гг. и 1891-1892 гг. странствовал по России.

12 сентября 1892 г. опубликовал первый рассказ – "Макар Чудра". Войти в литературу Горькому помог В. Г. Короленко. В очерках и фельетонах 1890-х гг. Горький бичевал "хозяев жизни", мещан, защищал интересы бедноты, рабочих. Его "Очерки и рассказы" (т. 1-3, 1898-1899 гг.) вызвали небывалый отклик в России и за рубежом.

Выразитель революционного подъёма рабочего класса, Горький уже в 1890-е гг. развивал лучшие традиции реализма и романтизма XIX в. В реалистических рассказах о народе ("Коновалов", "Челкаш", "Супруги Орловы", "Кирилка" и др.) Горький изображал ростки нового социально-политического сознания, мечты о справедливости и – незрелость протеста, бунтарство одиночек. Легендарно-аллегорические, романтические образы молодого Горького ("Старуха Изергиль", 1895 г.; "Песня о Соколе", 1899 г.; "Песня о Буревестнике", 1901 г.) с их пафосом "безумства храбрых" звали к революционному подвигу.

Идейно-общественные искания привели Горького в конце XIX – начале XX вв. к марксизму. Он солидаризируется с направлением ленинской "Искры", участвует в революционном движении. В прокламации (1901 г.) о разгоне студенческой демонстрации Горький призывал к свержению царизма. По делу о подпольной типографии он был выслан в 1901 г. в Арзамас. В. И. Ленин в "Искре" протестовал против преследований "европейски знаменитого писателя..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 5, с. 369).

На рубеже XIX – XX вв. в романах и пьесах Горького начинается формирование социалистического реализма. В романе "Фома Гордеев" (1899 г.) Горький дал типичные характеры русской буржуазии, её идеологов (Яков Маякин) и отщепенцев (Фома), а из народной массы впервые выделил пролетариат. В романе "Трое" (1900 г.) трагической участи бедняка Лунева, ставшего собственником, противопоставлен путь рабочего Грачева, нашедшего правду в социалистическом кружке. В 1899-1900 гг. Горький знакомится с Л. Н. Толстым и А. П. Чеховым, высоко ценившими его талант, сближается с Московским Художественным театром, поставившим его пьесы "Мещане" и "На дне". Вокруг издательства "Знание" Горький объединил демократических писателей-реалистов (А. Серафимович, А. Куприн, С. Скиталец, И. Бунин, В. Вересаев и др.).

В годы революционного подъёма постановки пьес Горького стали общественным событием, вызывали демонстрации против царизма. В "Мещанах" (1901 г.) русский рабочий впервые предстал как новый герой истории. В пьесе "На дне" (1902 г.), рисуя страдания отверженных, сброшенных капитализмом на "дно" жизни людей, Горький показал вред христианского гуманизма, утешающей лжи. В монологе Сатина ("На дне") и в философско-лирической поэме "Человек" (1903 г.) Горький воспел величие человека, его творческий разум. В пьесах "Дачники" (1904 г.), "Дети солнца" и "Варвары" (обе – 1905 г.) он осуждает омещанившуюся либо замкнувшуюся в сфере "чистой" науки интеллигенцию и призывает мастеров культуры творить для народа.

Горький принял активное участие в революционных событиях 1905 г. За прокламацию 9 января 1905 г. с призывом свергнуть самодержавие был заключён в Петропавловскую крепость (освобожден под давлением мировой общественности). Летом 1905 г. вступил в партию большевиков. Участвовал в организации первой большевистской легальной газеты "Новая жизнь", руководимой В. И. Лениным; 27 ноября 1905 г. в Петербурге впервые встретились Горький и Ленин. В дни Декабрьского вооружённого восстания 1905 г. в Москве Горький снабжал рабочие дружины оружием и деньгами. В начале 1906 г. по поручению партии Горький нелегально выехал в Америку, где, несмотря на травлю, агитировал в поддержку русской революции. Очерки и памфлеты Горького "В Америке" и "Мои интервью" (оба – 1906 г.) разоблачали фальшь буржуазной демократии.

В годы Революции 1905-1907 гг. Горький создал выдающиеся произведения социалистического реализма. В пьесе "Враги" (1906 г.) он показал, как забастовочное движение пролетариата поднимается до политической борьбы, как растет в массах влияние большевиков. В романе "Мать" (1906 г.) Горький впервые в литературе изобразил борьбу революционного пролетариата под руководством партии за социализм и рождение в этой борьбе нового человека. В 1907 г. присутствовал в Лондоне на 5-м съезде партии. Прочитав "Мать" в рукописи, Ленин в беседе с Горьким отметил своевременность романа (см. Горький, Собр. соч., т. 17, 1952, с. 7). Переведённая на многие языки, "Мать" стала настольной книгой миллионов.

В 1906-1913 гг. Горький жил в Италии, на о. Капри. В годы реакции он сблизился с группой "Вперёд". Ошибочное увлечение Горького "богостроительством" сказалось в повести "Исповедь" (1908 г.). Ленин в письмах к Горькому подверг резкой критике "богостроительство", помог писателю укрепиться на марксистских позициях. Обличение самодержавно-полицейского порядка и показ разложения буржуазно-мещанского мира ("Последние", 1908 г.; "Васса Железнова", 1-я ред., 1910 г.; "Городок Окуров", 1909 г.) сочетались у Горького с утверждением революционных идей, проникающих в крестьянскую и мещанскую среду ("Лето", 1909 г.; "Жизнь Матвея Кожемякина", 1910-1911 гг.). Ленин высоко оценил "Сказки об Италии" (1911-1913 гг.) (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 48, с. 47), в которых Горький показал социалистические настроения итальянского пролетариата и восславил трудового человека. Верой в будущее придавленной народной массы пронизаны рассказы сборника "По Руси" (1912-1916 гг.). В сатирических "Русских сказках" (1912 г. и 1917 г.) Горький осмеивал черносотенство, шовинизм, "кладбищенскую литературу" декадентов. Лучшее в творчестве Горького 1910-х гг. – автобиографические повести "Детство" и "В людях" (опубликованы в 1913-1916 гг.). В них с большой художественной силой запечатлен путь человека из низов к высотам культуры, творчества, к борьбе за свободу.

В 1913 г. Горький вернулся в Россию. Сотрудничал в большевистских газетах "Звезда" и "Правда", в журнале "Просвещение". Горький осудил начавшуюся в 1914 г. мировую войну. В 1915 г. основал антивоенный журнал "Летопись", руководил его литературным отделом. Политическая линия публицистического отдела журнала была противоречивой, на что указывал Ленин (см. там же, т. 49, с. 299-300).

В период подготовки и проведения Октябрьской социалистической революции Горький недооценил организующую силу партии, революционного пролетариата, возможность союза его с крестьянством, опасался напора анархо-индивидуалистической мелкособственнической стихии, что отразилось в публицистическом цикле "Несвоевременные мысли" (опубликован в 1917-1918 гг. в полуменьшевистской газете "Новая жизнь", которую Горький редактировал). Эта позиция Горького вызвала решительную критику Ленина, который помогал Горькому найти пути преодоления ошибок в самой революционной действительности. Впоследствии Горький не раз признавал правоту Ленина (см. М. Горький, Собр. соч., т. 17, 1952, с. 24-27; т. 24, 1953, с. 343; т. 30,1956, с. 45, 301-302, и др.). В 1918-1921 гг. Горький активно участвовал в строительстве социалистической культуры (организация издательства "Всемирная литература" и др.). В годы Гражданской войны и разрухи Горький помогал борьбе с голодом, беспризорностью, заботился об охране художественно-исторических ценностей, о быте учёных. В публицистических статьях 1919-1920 гг. призывал передовые силы мира к защите революции. 23 апреля 1920 г. на чествовании В. И. Ленина в связи с его 50-летием Горький говорил о значении грандиозной работы Ленина для человечества. В июле 1920 г. Горький присутствовал на 2-м конгрессе Коминтерна.

Осенью 1921 г. из-за обострения туберкулёзного процесса Горький по настоянию Ленина уехал лечиться за границу (Германия, Чехословакия); в апреле 1924 г. поселился в Италии (Сорренто). За рубежом Горький организовал по поручению Ленина международную помощь голодающим Поволжья, выступал в защиту завоеваний Октября. Но некоторые заблуждения Горького (преувеличение опасности крестьянского анархизма, отвлечённый гуманизм) сказались в статьях 1922 г. ("О русском крестьянстве", выступление против приговора по делу эсеров).

В 1922 Горький написал повесть "Мои университеты" – 3-ю часть художественной автобиографии. В мемуарном очерке "В. И. Ленин" (1924-1931 гг.) он с большой художественной силой воссоздал образ "Человека с большой буквы", передал живое обаяние Ленина и демократизм вождя масс, который "прост, как правда". Горькому принадлежат также литературные портреты Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, Л. Б. Красина и др. В 1925 г. Горький опубликовал роман "Дело Артамоновых", в котором история трёх поколений буржуазной семьи дана на фоне русской общественной жизни от реформ 1861 г. до Октября. В 1928 г. и 1929 г. Горький приезжал в СССР; о своих поездках по стране написал очерки "По Союзу Советов" (1929 г.). В 1931 г. возвратился на родину и развернул широкую литературно-общественную деятельность. Особенно значительны его выступления за мир, демократию и социализм, против фашизма и войн. Горький был организатором и председателем Первого всесоюзного съезда советских писателей (1934 г.), энергично содействовал развитию литературы народов СССР. Он создал и редактировал многие журналы и книжные серии ("Наши достижения", "СССР на стройке", "За рубежом", "История гражданской войны", "История фабрик и заводов", "Жизнь замечательных людей", "Библиотека поэта" и др.).

1930-е гг. – время нового расцвета драматургии Горького Пьесы "Егор Булычев и другие" (1932 г.), "Достигаев и другие" (1933 г.), "Васса Железнова" (1935 г., 2-я ред.) утверждали неизбежность гибели капитализма и победы социалистической революции. Крупным достижением социалистического реализма стало итоговое произведение Горького – монументальный роман-эпопея "Жизнь Клима Самгина" (1925-1936 гг.; 4-я часть не была завершена). В этой "...движущейся панораме десятилетий" (Луначарский А. В., Собр. соч., т. 2, 1964, с. 197) отразились исторические события сорока предоктябрьских лет русской жизни, острая идейно-общественная борьба эпохи. Главная тема романа – разоблачение "самгинщины", буржуазного индивидуализма. В "самгинщине" типизировано поведение той части буржуазной интеллигенции, которая на подъёмах революции "примыкала" к ней, а по существу предавала её. Большевик Степан Кутузов и др. революционеры в ходе идейной борьбы побеждают Самгина и ему подобных. Роман глубоко раскрывает противоречия действительности, показанной в её революционном развитии.

Великий художник слова, Горький был и выдающимся литературным критиком, публицистом. Мысли Горького о роли труда, о значении фольклора для национальной культуры, о народности как источнике силы русской литературы, об активном гуманизме советской литературы вливались в русло исканий советской эстетики 1920 – начале 1930-х гг., завершившихся созданием теоретических основ социалистического реализма. Горький определял его как "...реализм людей, которые... перестраивают мир...", и считал главным его признаком способность отражать действительность в революционной перспективе, смотреть на прошлое "...с высоты... целей будущего" (статьи 1933 "О кочке и точке", "О социалистическом реализме", Собр. соч., т. 27,1953, с. 44, 12). Горький неустанно защищал права романтического начала в советском искусстве. Главной задачей советских писателей он считал воспитание нового, социалистического человека.

Величие и мировое значение творчества Горького в том, что он выразил идеи и стремления русского революционного пролетариата, способствовал созданию социалистического общества и новой советской культуры. Творчество Горького оказывает большое влияние на советскую многонациональную и мировую литературу. Р. Роллан, А. Франс, Б. Шоу, Дж. Лондон, Лу Синь и другие прогрессивные писатели высоко оценили вклад Горького в искусство нового мира.

Основополагающими являются высказывания В. И. Ленина о Горьком как пролетарском писателе, который "...крепко связал себя... с рабочим движением России и всего мира..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 19, с. 153). Марксистская критика (В. В. Воровский, А. В. Луначарский, С. Г. Шаумян) ещё до Октября повела борьбу за верное понимание творчества Горького Начало его изучению в советскую эпоху положили работы 1920-х – 1930-х гг. (Луначарский, С. Д. Балухатый, И. А. Груздев, В. А. Десницкий, Н. К. Пиксанов и др.). В послевоенные годы горьковедение выделилось в специальную отрасль истории советской литературы.

Горький похоронен 20 июня 1936 г. в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены. Его именем названы МХАТ, Ленинградский Большой драматический театр и др. Созданы музеи Горького в Москве, г. Нижний Новгород, Казани, Самаре.

Литература: 

Биография, документы, воспоминания: В. И. Ленин и А. М. Горький. Письма, воспоминания, документы. 3 изд. М., 1969; Летопись жизни и творчества А. М. Горького, т. 1-4. М., 1958-1960; Груздев И. А. Горький и его время. 1868-1896. 3 изд. М., 1962; его же, Горький. М., 1958; М. Горький в воспоминаниях современников. М., 1955.

О творчестве: М. Горький. Материалы и исследования, т. 1-4. М.; Л., 1934-1951; Горьковские чтения, т. 1-10. М., 1940-1968; Пиксанов Н. К. Горький и фольклор. 2 изд. Л., 1938; его же, Горький и национальные литературы. М., 1946; Белкина Н. П. В творческой лаборатории Горького. М., 1940; Касторский С. В. "Мать" Горького. Творческая история повести. Л., 1940; его же, Горький-художник. Очерки. М. ; Л., 1963; История русской литературы, т. 10. М.; Л., 1954; Новиков В. В. Творческая лаборатория Горького-драматурга. М., 1965; Панков В. Советская действительность в изображении Горького. 2 изд. М., 1957; Волков А. А. М. Горький и литературное движение советской эпохи, М., 1958; его же, Путь художника. Максим Горький до Октября. М., 1969; Горький в эпоху первой русской революции. М., 1955; Воровский В. В. Литературно-критические статьи. М., 1956; Творчество М. Горького и вопросы социалистического реализма. М., 1958; Муратова К. Д. М. Горький в борьбе за развитие советской литературы. М.; Л., 1958; Наумов Е. М. М. Горький в борьбе за идейность и мастерство советских писателей. М., 1958; Десницкий В. М. Горький. Очерки жизни и творчества. М., 1959; Юзовский Ю. М. Горький и его драматургия. М., 1959; Бялик Б. А. М. Горький – литературный критик. М., 1960; его же, Горький – драматург. М., 1962; Нович И. Художественное завещание Горького "Жизнь Клима Самгина". 2 изд. М., 1968; Овчаренко А. И. Публицистика М. Горького. 2 изд. М., 1965; Бурсов Б. Роман М. Горького "Мать" и вопросы социалистического реализма. [3 изд.]. М; Л., 1962; Тагер Е. Творчество Горького советской эпохи. М., 1964; Луначарский А. В. М. Горький. Собр. соч., т. 2. М., 1964; Максимова В. А. Горький – редактор. М., 1965; М. Горький и его современники. Л., 1968; М. Горький и литературы зарубежного Востока. М., 1968; Михайловский Б., Тагер Е. Творчество М. Горького. 3 изд. М., 1969; Михайловский Б. В. Творчество М. Горького и мировая литература. М., 1965.

Библиография: Балухатый С. Д. Литературная работа М. Горького. М.; Л., 1936; Описание рукописей М. Горького / под ред. И. П. Ладыжникова и Е. Ф. Розмирович. Т. 1. М.; Л., 1948; Балухатый С. Д. Критика о М. Горьком. 1893-1932. Л., 1934; Балухатый С. Д., Муратова К. Д. Литературная работа М. Горького. Дополнительный список. 1889-1937. М.; Л., 1941; Произведения М. Горького в переводах на иностранные языки: библиогр. указ. М., 1958; Русская литература конца XIX - начала XX века: библиогр. указ. Т. 1. М.; Л., 1963.

Б. В. Михайловский

Источник: Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 7, 1972, с. 138-139.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу

Произведения М. Горького:


О нём:


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского