|
Гектор Луи Берлиоз (Berlioz)(11.12.1803 г., Кот-Сент-Андре, Франция, – 08.03.1869 г., Париж), французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Член Института Франции (1856 г.). Родился в семье врача, свободомыслящего, просвещённого человека. В 1821 г. Берлиоз – студент-медик, но вскоре, несмотря на сопротивление родителей, оставил медицину, решив посвятить себя музыке. Первое публичное исполнение произведения Берлиоза ("Торжественная месса") состоялось в Париже в 1825 г. В 1826-1830 гг. Берлиоз учился в Парижской консерватории у Ж. Ф. Лесюэра и А. Рейхи. Получив Римскую премию (1830 г.) за кантату "Сарданапал", жил (как стипендиат) в Италии. Возвратившись в Париж (1832 г.), занимался композиторской, дирижёрской, критической деятельностью. С 1842 г. много гастролировал за границей. С триумфом выступал как дирижёр и композитор в России (1847 г., 1867-1868 гг.). Берлиоз – яркий представитель романтизма в музыке, создатель романтической программной симфонии. Искусство Берлиоза во многом родственно творчеству В. Гюго в литературе и Э. Делакруа в живописи. Художник-новатор, Берлиоз смело вводил новшества в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки (выдающийся мастер оркестровки), тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам сочинений. Творчество композитора отразило и свойственные романтизму противоречия: стремление к общенародности, массовости музыки уживалось у него с крайним индивидуализмом, героика и революционный пафос – с интимными излияниями одинокой души склонного к экзальтации и фантастике художника. В 1826 г. была написана кантата "Греческая революция" – отклик на освободительную борьбу греческого народа. С восторгом встретил Берлиоз Июльскую революцию 1830 г.; на улицах Парижа он разучивал с народом революционные песни, в том числе обработанную им для хора и оркестра "Марсельезу". В ряде крупных сочинений Берлиоза нашла отражение революционная тематика: в память героев Июльской революции созданы грандиозный "Реквием" (1837 г.) и "Траурно-триумфальная симфония" (1840 г., написана к торжественной церемонии перенесения праха жертв июльских событий). Однако Революцию 1848 г. Берлиоз не принял. В последние годы жизни Берлиоз все больше склонялся к академизму, моральной проблематике: ораториальная трилогия "Детство Христа" (1854 г.), оперная дилогия "Троянцы" по Вергилию ("Взятие Трои" и "Троянцы в Карфагене", 1855-1859 гг.). Стиль Берлиоза определился уже в "Фантастической симфонии" (1830 г., подзаголовок – "Эпизод из жизни художника"). Это известнейшее сочинение Берлиоза – первая романтическая программная симфония. В ней нашли отражение типичные для того времени настроения (разлад с действительностью, преувеличенная эмоциональность и чувствительность). Субъективные переживания художника поднимаются в симфонии до социальных обобщений: тема "несчастной любви" приобретает значение трагедии утраченных иллюзий. Вслед за симфонией Берлиоз пишет монодраму "Лелио, или Возвращение к жизни" (1831 г., продолжение "Фантастической симфонии"). Берлиоза привлекали сюжеты произведений Дж. Байрона – симфония для альта и оркестра "Гарольд в Италии" (1834 г.), увертюра "Корсар" (1844 г.); У. Шекспира – увертюра "Король Лир" (1831 г.), драматическая симфония "Ромео и Джульетта" (1839 г.), комическая опера "Беатриче и Бенедикт" (1862 г., на сюжет "Много шума из ничего"); И. В. Гёте – драматическая легенда (оратория) "Осуждение Фауста" (1846 г., свободно трактующая поэму Гёте). Берлиозу принадлежат также опера "Бенвенуто Челлини" (поставлена в 1838 г.); 6 кантат; оркестровые увертюры, в том числе "Римский карнавал" (1844 г.); романсы и др. Собрание сочинений в 9 сериях (20 тт.) издано в Лейпциге (1900-1907 гг.). Берлиоз был выдающимся дирижёром. Наряду с Р. Вагнером он положил основание новой школе дирижирования. Берлиоз внёс существенный вклад в развитие музыкально-критической мысли. Он первый среди зарубежных критиков оценил значение М. И. Глинки (статья о Глинке, 1845 г.) и вообще русской музыки. Литература: Роллан Р. Музыканты наших дней / пер. с франц. Ю. Вейсберг. М., 1938. (Собр. муз.-ист. соч., т. 5); Хохловкина А. Берлиоз. М., 1960; Соллертинскнй И. Берлиоз. [3 изд.]. М., 1962; Tiersot J. Hector Berlioz et la société de son temps. Paris, 1904; Boschot А. L’histoire d’un romantique. Hector Berlioz. Vol. 1-3. Paris, 1946-1950. Источник: Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 3, 1970, с. 247-248. Слушать произведения композитора онлайн В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|