|
Василий Андреевич Жуковский[29.01(09.02).1783, с. Мишенское, ныне Тульской области, — 12(24).04.1852, Баден-Баден, Германия], русский поэт. Внебрачный сын помещика А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи. Взгляды и литературные пристрастия молодого Жуковского формировались в Московским благородном пансионе (1797—1801) и "Дружеском литературном обществе" (1801) под влиянием традиций дворянского либерализма. В 1812 Жуковский вступил в ополчение. С Отечественной войной 1812 связаны патриотические ноты, прозвучавшие в стихотворении "Певец во стане русских воинов" (1812) и др. Служба при дворе (с 1815 — воспитатель цесаревича) позволяла Жуковскому облегчать участь опального А. С. Пушкина, декабристов, М. Ю. Лермонтова, А. И. Герцена, Т. Г. Шевченко. Выйдя в отставку в 1841, Жуковский поселился за границей. Первые стихотворные опыты Жуковского связаны с сентиментализмом ("Сельское кладбище", 1802, и др.). В своей лирике Жуковский развивал и углублял психологического искания школы Н. М. Карамзина. Неудовлетворённость реальной действительностью определила характер творчества Жуковского с его идеей романтической личности, глубоким интересом к тончайшим движениям человеческой души. С 1808 Жуковский обратился к жанру баллады ("Людмила", 1808, "Светлана", 1808—1812, "Эолова арфа", 1814, и др.). В балладах он воссоздаёт мир народных поверий, церковно-книжных или рыцарских легенд, далёких от реальной современности. Искусство, по Жуковскому, отражает не объективный мир, а душевные переживания и настроения, вызываемые этим миром в человеке (стихотворение "Невыразимое", 1819). Бесспорно, однако, что психологический романтизм Жуковского впервые в русской поэзии открыл душевный мир человека, создавая тем самым предпосылки для будущего развития реализма. Достижения школы Жуковского воспринял А. С. Пушкин, который считал Жуковского своим учителем, писал о "пленительной сладости" его стихов. Творчество Жуковского высоко оценивал В. Г. Белинский: "... необъятно велико значение этого поэта для русской поэзии и литературы!... Он ввел в русскую поэзию романтизм..." (Полное собрание соч., т. 7, 1955, с. 142—43). С 1830 Жуковский занимался главным образом переводами. Широко известны его переводы баллад и драмы Ф. Шиллера "Орлеанская дева" (1817—1821),"Одиссеи" Гомера (1849), части поэмы Фирдоуси "Шахнаме" и др. Жуковский похоронен в Петербурге в Александро-Невской лавре (ныне — Некрополь мастеров искусств). Сочинения: Полн. собр. соч., под ред., с биографич. очерком и прим. А. С. Архангельского, т. 1—12, СПБ, 1902; Собр. соч., вступ. ст. И. М. Семенко, т. 1—4, М. — Л., 1959—60; Соч., вступ. ст. Г. Н. Поспелова, М., 1954; Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. и прим. Н. Коварского], Л., 1958. Литература: Белинский В. Г., Соч. Александра Пушкина (Статьи 2, 4, 5), Полн. собр. соч., т. 7, М., 1955; Веселовский А. Н., В. А. Жуковский. Поэзия чувства и "сердечного воображения", П., 1904; Гуковский Г. А., Пушкин и русские романтики, М., 1965; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. — Л., 1962. И. И. Подольская Источник: Большая советская энциклопедия. Т. 9. - М., 1972. - С. 705-706. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|