|
Александр Брониславович Селиханович[15(28).01.1880 г., село Хабно Киевской губернии, – 11.04.1968 г., Пятигорск], педагог, историк педагогики, профессор (1920 г.). Окончил историко-филологический факультет Киевского университета (1905 г.), специализировался по психологии и философии под руководством Г. И. Челпанова. С 1906 г. преподавал в гимназиях Киева. Его учениками были К. Г. Паустовский и М. А. Булгаков. Паустовский в повести "Далёкие годы" писал, что у Селихановича "...был редкий дар живописного изложения. Самые сложные философские построения в его пересказе становились понятными, стройными и вызывали восхищение широтой человеческого разума" (Паустовский К. Г., Собр. соч., т. 4, М., 1968, с. 222). Вёл преподавательскую и научную работу в вузах: Киевском университете (1913 – 1916 гг.), на высших женских курсах в Тифлисе (1916 – 1919 гг.; в 1918 г. на их базе образован Закавказский университет), Азербайджанском университете (1920 – 1926 гг.; один из его основателей), в Узбекском педагогическом институте (Самарканд; в 1926 г. один из его организаторов, с 1927 г. заведующий учебной частью и профессор), Горском педагогическом институте (1931 – 1933 гг., Владикавказ), Пятигорском педагогическом институте (1940 – 1957 гг.). В 1933 – 1940 гг. заведующий сектором педагогики Крымского научно-исследовательского института. Свои научные исследования в области теории и истории педагогики обобщил в ряде учебных пособий. В "Очерках общей педагогики" (1912 г.) – учебном пособии для женских гимназий, учительских институтов и семинарий – с гуманистических позиций раскрыл понятие воспитания, содержание педагогического процесса применительно к дошкольному и младшему школьному возрастам. Издал "Философскую пропедевтику в средней школе" (1913 г.; конспект лекций по истории философских учений древнего мира, средневековья и новой истории), "Психологию нравственных переживаний" (1913 г.), "Историю педагогики на Западе и в России" (1917 г.; учебное пособие для женских гимназий, в котором педагогические взгляды Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Ф. Гербарта, Ф. Фребеля, Ф. Дистервега, Г. Спенсера, Д. Дьюи и др. рассматривал в тесной связи со всеобщей историей, культурой и философией). Большое внимание уделял истории педагогической мысли и школы в России 19 в., педагогическому творчеству Л. Н. Толстого, Н. А. Корфа, С. А. Рачинского, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, экспериментальной педагогике. Автор работы "Что такое трудовая школа" (1924 г.), посвящённой, в частности, проблемам трудового воспитания, и пособий: "Введение в философию" и "Лекции по психологии" (1927 г.). Вёл большую лекционную деятельность, обращаясь главным образом к тематике нравственного воспитания. Литература: Духан С. Я., Макаев В. В. Учитель К. Г. Паустовского и М. А. Булгакова // Советская педагогика. – 1990. – № 5. В. В. Макаев Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 316. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|