|
Сергей Александрович Рачинский[02(14).05.1833 г., с. Татево Бельского уезда Смоленской губернии, ныне Оленинского района Тверской области, – 02(15).05.1902 г., там же], педагог-просветитель, деятель народного образования. По окончании Московского университета (1853 г.) изучал естественные науки в Берлинском и Йенском университетах (1856-1858 гг.). В 1859 г. первым возглавил кафедру физиологии растений в Московском университете (профессор ботаники, 1866 г.). Публиковал в «Вестнике естественных наук» (1855-1860 гг.) и «Русском вестнике» (1857-1901 гг.) научные труды и очерки, популяризировавшие эволюционное учение Чарльза Дарвина. Занимался переводами научной, учебной и художественной литературы; впервые перевёл на русский язык труд Ч. Дарвина «О происхождении видов» (1864 г.), на немецкий язык – «Семейную хронику» С. Т. Аксакова (Лейпциг, 1858 г.). Постоянный (с 1863 г.) сотрудник журнала «Русский архив», издаваемого П. И. Бартеневым. Участвовал в собраниях кружка молодых профессоров (С. М. Соловьёв, Б. Н. Чичерин, M. H. Капустин и др.). В результате разногласий в Совете университета из-за нарушений администрацией Устава в знак протеста подал в отставку (1868 г.), переехал в родовое имение Татево. На свои средства построил в Татеве школу для крестьянских детей и общежитие при ней (1875 г.), где поселился вместе с учениками и до конца работал учителем. На протяжении своей деятельности построил свыше 20 начальных школ, 4 из которых содержал полностью. Как инспектор народных школ и попечитель женских училищ в Смоленской губернии (с 1885 г.) занимался улучшением материального состояния школ и созданием оригинальной системы обучения детей крестьянским ремёслам. Составил проект всеобщего народного образования, принятый за основу школьного строительства в Смоленской губернии. Рачинский попытался создать тип русской национальной школы. Стремясь сблизить школу и семью на основе народной религиозности, ратовал за передачу всего дела начального образования в руки духовенства. Задачу начальной школы видел в формировании у детей целостного и гармоничного мировосприятия, основанного на нравственных идеалах православия. Школы Рачинского работали круглый год, в их программы входило изучение церковно-славянского и – параллельно – русского языка, закона Божия, церковное пение, чтение русских писателей и некоторых зарубежных классиков, необходимый в крестьянском быту минимум общеобразовательных знаний (по физике, геометрии, географии, истории), черчение, музыка и рисование. Большое значение Рачинский придавал развитию мышления учащихся с помощью обучения родному языку (главным образом связной речи), устному счёту, решению арифметических задач. Пытался устранить отрывочные знания, не связанные с основной задачей обучения, в связи с чем отказался от объяснительного чтения, изучения новейшей русской литературы. Работу школы Рачинский построил на принципе индивидуального воспитания; особое место отводил занятиям с одарёнными детьми, которые определялись в общежитие школы и получали стипендию за счёт личных средств Рачинского. Многие из них, пройдя специальную подготовку в Татевской школе, становились впоследствии учителями, из неё вышел художник-передвижник Н. П. Богданов-Бельский, известный своими просветительскими идеями. Школа Рачинского являлась лабораторией школьного образования. Для обмена опытом в неё приезжали учителя со всей России. Переписка Рачинского с его учениками составила свыше 100 томов (хранится в Российской национальной библиотеке). Татевская средняя школа работает в настоящее время, при ней создан музей Рачинского. Религиозно-нравственное воспитание в школах Рачинского осуществлялось в тесной связи с эстетическим и трудовым. Организация быта, работа по самообслуживанию (на школьном огороде, цветнике, пасеке), занятия рукоделием были направлены на приобретение учащимися культуры сельскохозяйственного и домашнего труда. Весь уклад жизни школы, где старшие ученики помогали и заботились о младших, приближался к семейному. Занятия продолжались в течение дня, чередуясь с физическим трудом, прогулками и отдыхом. В традицию Татевской школы вошли тщательно подготавливаемые детские праздники: рождественская ёлка, праздник славянской письменности, который проводился по окончании школы. Опыт работы своих школ Рачинский обобщил в книге «Сельская школа», по выходе которой в 1891 г. был избран членом-корреспондентом Академии наук по отделению русской словесности. Материалы, рассказывающие о достижениях этих школ, были представлены на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде (1896 г.) и Всемирной парижской выставке (1900 г.); по их образцу созданы многие школы в России и две школы-интерната в Англии (Абботсхолмская, 1889 г., и Бидельская, 1892 г.). Деятельность Татевской школы получила высокую оценку Л. Н. Толстого, И. С. Аксакова, царя Николая II и др. Среди учителей были популярны созданные Рачинским учебные пособия по математике «1001 задача для умственного счёта» (1892 г.), «Геометрические забавы» (1901 г.) и др. Литература: Полетаев Н. И. С. А. Рачинский и его примерная педагогическая деятельность. Оренбург, 1891; Каптерев П. Ф. История русской педагогики. П., 1915. С. 593-607; Розанов В. Сумерки просвещения. СПб., 1899; Стрелкова Л. Ю. Народная школа С. А. Рачинского // С. А. Рачинский. Сельская школа: сб. М., 1971; Стрелкова Л. Ю. С. А. Рачинский // Советская педагогика. – 1988. – № 5; Антюфеева И. Мне радостно и читать вас и издали любить... // Прометей. – 1980. – № 12. Л. Ю. Стрелкова Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 251. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|