Жан Жак Руссо

Жан Жак Руссо (Rousseau)

(28.06.1712, Женева, - 02.07.1778, Эрменонвиль, близ Парижа), французский философ-просветитель, писатель. Сын часовщика, рано начал самостоятельную жизнь, странствовал по Швейцарии и Франции, перепробовал немало ремёсел. В начале 1740-х гг. поселился в Париже, сблизился с Д. Дидро, Вольтером, Д'Аламбером. По просьбе Дидро Руссо написал для "Энциклопедии" статьи о музыке и политэкономии. Первые же литературные опыты принесли Руссо читательскую известность. Отвергавший покровительство вельмож, преследуемый за вольнодумство, Руссо в 1762 г. покинул Францию, много лет прожил изгнанником в Англии, незадолго до смерти вернулся во Францию.

Из своих произведений он выделял три, образующих "единое целое": "Рассуждение о науках и искусствах" (1750 г.), "Эмиль, или О воспитании" (1762 г.), "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1777 г.).

Первой стадией истории человечества, по Руссо, было "состояние естественное", когда люди жили разобщённо, но в согласии с велениями природы. Они не ведали частной собственности, неравенства, угнетения и пороков. Умеренные потребности позволяли довольствоваться малым. Скудость возможностей и сил вынудила человека объединиться с собратьями, заключить "социальный договор", положивший начало "общественному состоянию": законам, собственности, делению на правителей и подданных, имущественным различиям. Поступившись "естественным" образом жизни, люди приобрели алчность, честолюбие и другие нездоровые страсти. Стремясь к излишествам, произвольно и невежественно преобразуя окружающий мир, человек искажал и своё естество. Чем выше уровень "цивилизации", тем дальше отстоит нация от счастливого "природного состояния". Уничтожив несправедливые законы, установив равноправие, уравняв владение собственностью, отказавшись от роскоши, мануфактур и искусств, покинув города и поселившись в деревнях, люди могли бы воссоздать подобие "естественных" порядков. Изменить общественный уклад может революционное насилие либо просвещение и надлежащее воспитание человечества.

Воспитание является опорой любой формы правления и потому носит общественный характер. Разумное правительство старается привить народу уважение к свободе, равенству, собственности, любовь к Отечеству. От верного воспитания зависит благополучие не только государства, но и каждого индивида. Жить в обществе, т.е. в среде неестественной, и быть счастливым он сможет лишь сохранив и упрочив свои природные начала. Разум мудреца, сила атлета, трудолюбие, навыки полезного ремесла, невосприимчивость к соблазнам цивилизации, предрассудкам и дурным влияниям, умение владеть собой, соразмерять желания с возможностями - таковы качества совершенного человека, обеспечивающие ему благоденствие и свободу. Они складываются в процессе воспитания под воздействием трёх сил: природы, наделяющей индивида определёнными способностями и устанавливающей законы их развития; окружающего мира, влияющего на сознание через ощущения и опыт; людей, помогающих либо препятствующих раскрытию природных задатков ребёнка. Все принятые системы воспитания негодны, ибо не считаются с "природой человека", под которой Руссо подразумевал совокупность врождённых свойств и наклонностей, ещё не подвергшихся воздействию внешней среды. Они проявляются как следствие естественного развития потребностей и возможностей индивида, между которыми существует взаимосвязь. Воспитание должно учитывать её и следовать за природой, сообразуясь с возрастными особенностями ребёнка.

Особую роль в нём играют два свойства человеческой натуры: способность воспринимать мир через ощущения и любовь к себе. Органы чувств есть орудия разума; из получаемых с их помощью ощущений складываются образы, простые идеи, которые затем преобразуются в суждения. Ощущения всегда дают неискажённое представление о предметах, поэтому обучение должно быть наглядным. Стремление к личному благополучию - самый мощный источник поступков и побуждений человека, воспитание будет успешным, если оно отвечает подлинным интересам и потребностям индивида.

По мнению Руссо, можно выработать общие принципы, но не единые методы воспитания, т. к. каждый человек обладает неповторимым физическим, психическим складом, требующим от педагога индивидуального подхода. Мужчинам природа отводит активную, ведущую роль в жизни общества, поэтому их воспитанию Руссо придаёт большее значение. Женщин следует воспитывать иначе, ибо они имеют другое предназначение в обществе, наделены противоположными свойствами и наклонностями.

Обучение и воспитание нерасторжимо связывает единая цель: научить ребёнка жизни, вырастить человека самостоятельного, здравомыслящего, доброжелательного к людям, уверенно чувствующего себя в любом положении. В идеале у каждого ребёнка должен быть собственный наставник, являющийся и воспитателем, и учителем. Ему надлежит иметь широкие познания в науках и ремёслах, знать законы "человеческой природы" и индивидуальные особенности воспитанника, владеть секретами педагогического искусства. Общение ребёнка с другими людьми и "цивилизацией" нежелательно.

Для каждого возрастного периода Руссо предусматривает особые задачи и средства воспитания. В младенчестве (до 2 лет) ребёнок подчиняется только инстинктам, его разум ещё не пробудился, он не сознаёт собственного бытия и во всём зависит от помощи других людей. Поскольку физическое развитие предшествует умственному и подготавливает его, необходимо заботиться о здоровье младенца и тренировке органов чувств. Окончательно самосознание формируется после обретения дара речи, однако недопустимо преднамеренно ускорять её развитие.

В возрасте от 2 до 12 лет ребёнок уже сознаёт себя как личность, он относительно самостоятелен, т. к. между его реальными возможностями и природными потребностями устанавливается равновесие. Он способен на переживания, избавляется от конкретного мышления, но ещё не воспринимает отвлечённые понятия. Он физически крепок и может осмысленно познавать мир. Лучше, если ребёнок не получает готовые знания, а учится добывать их сам, путём наблюдений за живой природой и собственного опыта. Наставник обязан не преподавать науки, а искусно и продуманно создавать ситуации, которые, пробуждая в ребёнке желание получить те или иные знания, вынуждали бы его самостоятельно открывать их. Следует постепенно посвящать его в отношения человека с окружающим миром. Особенно важно внушить ему, что быть свободным - значит уступать необходимости.

В 12-15 лет человек вступает в самую благоприятную пору жизни, наиболее подходящую для основательного интеллектуального и трудового воспитания. Его силы развиваются быстрее потребностей, он может больше, чем желает. От запаса знаний, навыков, умений, приобретённых в эти годы, во многом зависит его будущее. Побудительным мотивом к обучению должна служить одна из главных "природных" наклонностей - любознательность. Она пробуждается лишь в том случае, если затрагиваются насущные интересы индивида. Поэтому следует прежде всего изучать предметы, имеющие наибольшую практическую ценность, обучая одновременно их применению. Важны не систематичность образования, не обширность познаний, а умение самостоятельно распоряжаться ими с толком. Вначале любопытство ребёнка вызывают вещи и явления, непосредственно окружающие его, поэтому в первую очередь надо знакомить его с географией, астрономией.

Особое значение Руссо придавал труду, который не только воспитывает добродетель, но и позволяет сохранить независимое положение в обществе. В трудовом воспитании надлежит направлять действия ребёнка, но не лишать его самостоятельности. Даже необходимые инструменты ребёнку следует изобретать и создавать самому, тогда он будет не просто ремесленником, а исследователем, мыслителем.

15-22 года, по Руссо, критический период, воспитанник - уже не дитя, а взрослый человек. Настаёт черёд воспитания здравых чувств: долга, гражданской добродетели, патриотизма, сострадания к людям. Подростка, ранее оберегавшегося от контактов с обществом, надо готовить к соприкосновению со средой, в которой ему предстоит жить. Свойства личности, развитые в нём "природосообразным" воспитанием, позволят ему сохранить внутреннюю свободу, независимость от предрассудков и заблуждений света. Он сведущ в явлениях природных, но плохо разбирается в людях. Ему должна помочь история. Показывая подоплёку человеческих страстей и ошибок, сопоставляя побуждения и поступки великих людей, она учит отличать ложь от искренности. На примерах, почерпнутых из истории и жизнеописаний, воспитываются человеколюбие, альтруизм, гражданская доблесть. Уровень интеллекта, присущий данному возрасту, позволяет индивиду постигать общие философские идеи. Размышления над природой вещей, поиск истоков вселенской гармонии приведут его к открытию идеи Бога и "естественной религии". В отличие от господствующих вероисповеданий, их догматов и обрядности, "естественная религия" индивидуальна, она создаётся каждым человеком самостоятельно, сообразно своему духовному складу и наклонностям. Будучи деистом, Руссо не одобрял грубо материалистических воззрений.

В этом возрасте крайне опасно излишнее развитие воображения, которое может преждевременно вызвать страсти, подобающие более зрелым годам (например, половое влечение). Умение владеть своими желаниями защищает человека от пустых иллюзий, разочарований и горя, вселяет в него душевное спокойствие. Умеряя воображение, развивая разум, можно избавить человека от внутренней раздвоенности. Тот, кто обучен внимать языку собственной природы и рассудка, легко отличит добро от зла, ибо в человеке заложен "божественный инстинкт" - совесть.

К 22-24 годам естественное воспитание завершается, человек начинает самостоятельную жизнь, обзаводится семьёй, и наставнику следует предостеречь воспитанника от неверного выбора.

Изложенная в "Эмиле" и других произведениях Руссо модель естественного воспитания была во многом гипотетической, основанной не на конкретном педагогическом опыте, а на выводах из философской концепции мироздания и общества. По словам Руссо, он стремился дать не практические рекомендации, а изобразить идеал, к которому, по возможности, нужно стремиться. Тем не менее его идеи оказали большое влияние на вождей Французской революции конца 18 в., в годы которой прах Руссо был перенесён в Пантеон, где находился до реставрации Бурбонов. Педагогическая теория Руссо оказала существенное влияние на системы воспитания в конце 18 - начале 19 вв.

Литература: Компейре Г., Ж.. Ж.. Руссо и воспитание естественное, пер. с франц., М., 1903; Шишкин А. Ф., О сущности теории естественного воспитания Ж.. Ж.. Руссо, «Советская педагогика», 1939, № 7; Константинов Н. А., Педагогические воззрения Ж.. Ж.. Руссо, «Советская педагогика», 1952, № 6; Лоне М., Политическое воспитание ребёнка из народа: сын часовых дел мастера, в книге: Век просвещения, М. - Париж, 1970; Дворцов А. Т., Ж.. Ж.. Руссо, М., 1980; С h ä t e a u J., J.-J. Rousseau, sä Philosophie de l'education, P., 1962; J.-J. Rousseau et l'homme moderne, [P., 1965]; Rohrs H., J.-J. Rousseau. Vision und Wirklichkeit, Hdlb., 19662; Burgener L., L'education corporelle selon Rousseau et Pestalozzi, P., 1973; Ahrbeck R, J.-J. Rousseau, Lpz., 1978.

K. M. Андерсон

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, С. 300-301.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу