Константин Дмитриевич Ушинский

Константин Дмитриевич Ушинский

[19.02(02.03).1824(1823) г., Тула, - 22.12.1870(03.01.1871 г.), Одесса; похоронен в Киеве], педагог, основоположник научной педагогики в России. Окончил юридический факультет Московского университета (1844 г.). В 1846-1849 гг. профессор кафедры энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов Демидовского лицея в Ярославле, который вынужден был оставить после обвинений в неблагонадёжности. В 1850-1854 гг. служил в канцелярии департамента иностранных дел. Сотрудничал в журнале "Современник" (1852-1854 гг.) и "Библиотека для чтения" (1854-1955 гг.). С 1854 г. преподаватель русской словесности, географии и юридических предметов Гатчинского сиротского института, в 1855-1859 инспектор (заведующий учебной частью). В 1859 г. назначен инспектором Смольного института, где приступил к реформе этого учебного заведения. К преподавательской деятельности в институте привлёк педагогов Д. Д. Семёнова, Д. Н. Модзалевского, В. И. Водовозова и других, осуществил ряд преобразований: ввёл новый учебный план, внедрил педагогически рациональные методы обучения, организовал проведение предметных уроков и опытов по дисциплинам естественно-научного цикла. В конце1861 г. был отстранён от должности редактора "Журнала Министерства народного просвещения" (занимал её с 1860 г.), а после политического доноса вынужден был в 1862 г. оставить и Смольный институт. В 1862-1867 гг. жил за границей, главным образом в Швейцарии, изучая постановку школьного дела и женского образования.

Деятельность Ушинского протекала в период подъёма общественно-педагогического движения. В общественных взглядах Ушинского нашло отражение признание деятельной сущности человека и труда как важнейшего фактора его жизни.

В педагогической теории Ушинского основополагающей стала идея народности воспитания - признание творческой силы народа в историческом процессе и его права на полноценное образование.

Идея народности Ушинского свободна от национальной ограниченности. Признавая правомерность использования достижений других народов, Ушинский подчёркивал, что оно оказывается полезным только тогда, когда основания общественного образования твёрдо положены самим народом. Идея народности Ушинского предполагала развитие инициативы общественности в организации и управлении школьным делом. С этих же позиций Ушинский выступал за всеобщее обязательное обучение детей обоего пола на родном языке.

Воспитание Ушинский рассматривал как "создание истории". Предметом воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Это означало изучение физических и психических особенностей человека, влияний "непреднамеренного воспитания" - общественной среды, "духа времени", его культуры и общественных идеалов. Педагогика, организуя процесс целенаправленного ("преднамеренного") воспитания, использует достижения наук о человеке, которые Ушинский называл "антропологическими", - философии, политэкономии, истории, литературы, психологии, анатомии, физиологии и др. Антропологическая позиция Ушинского в осмыслении физиологических и психических процессов позволила ему решать на высоком научном уровне фундаментальные педагогические проблемы, особенно в области дидактики. Связи с педагогикой наук, в которых изучается природа человека, наиболее полно раскрыты им в капитальном труде "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (1868-1869 гг.).

В развитии человека решающую роль Ушинский отводил исторической преемственности человеческих поколений. Воспитание, утверждал он, помогает новым поколениям идти по дороге в будущее, действуя заодно с другими общественными силами. Оно, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных. Цель воспитания - формирование активной и творческой личности, что предполагает и подготовку к труду, умственному и физическому, как высшей форме человеческой деятельности. Труд учащихся в школе в различных его формах Ушинский рассматривал в качестве важнейшего фактора воспитания и образования. Учение Ушинского о творческом труде как факторе жизни и воспитания явилось крупным достижением русской педагогической мысли и получило развитие в отечественной науке.

В понимании Ушинского нравственности и нравственного воспитания также отразилась идея народности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он в то же время выступал за автономность науки и школы. Проблемы нравственного развития человека представлены у Ушинского как общественно-исторические. В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму. Истинный патриот, подчёркивал Ушинский, исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга "высказать смелое слово истины" против насилия, которое не исчезло в России с отменой крепостного права. Его система нравственного воспитания ребёнка исключала авторитарность, строилась на силе положительного примера, нравственного влияния учителя, на "разумной деятельности ребёнка", требовала развития активной любви к человеку.

Ушинский разработал цельную дидактическую систему. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста. Ушинский дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, путей их учёта и развития в процессе обучения. Основной закон детской природы Ушинский видел в том, что "...дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью", и делал вывод: чем моложе возраст, тем более требует он разнообразия деятельности. Дидактика Ушинского является теорией организации учителем познавательной деятельности детей, в которой первостепенное внимание уделяется развитию трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, возбуждению активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения. Ушинский ставил перед педагогом задачу "учить учиться" и помочь воспитаннику найти своё место в жизни. Он исходил из того, что следует передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нём желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания.

В содержании общего образования Ушинский отводил большое место естественно-научным знаниям, а в постановке преподавания гуманитарных предметов в средней школе выступал против односторонней классицистической его ориентации. Ушинский высоко оценивал учение Ч. Дарвина, которое, писал он, придаёт живой смысл всему естествознанию и может сделать его самым могучим образовательным предметом для детства и юности.

Большое внимание Ушинский уделял родному языку в школе, в котором "...одухотворяется весь народ и вся его родина". В книги для первоначального классного чтения "Детский мир и хрестоматия" (1861 г.) и "Родное слово" (1864 г.) он кроме отрывков из художественных произведений родной литературы и устного народного творчества включил так называемые деловые статьи, дававшие материал по природоведению, географии и истории страны. Научность знаний здесь сочеталась с доступностью и яркостью изложения, служила задачам нравственного и эстетического воспитания. В них дан содержательный материал для наблюдений, разработана система логических упражнений. В методических руководствах для учителей Ушинский рассмотрел основы методики начального обучения. Огромны его заслуги во внедрении в школу нового, аналитико-синтетического звукового метода обучения грамоте, который применяется и в современный отечественной школе.

Ушинский утвердил в русской дидактике принцип единства обучения и воспитания. "...Воспитание, - учил он, - должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека" (Архив Ушинского, т. 4, 1962, с. 592). Ведущая роль в этом принадлежит учителю, являющемуся "...живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра,... его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории..." В формировании личности народного учителя Ушинский возлагал надежды на педагогическую литературу и специальную систему его подготовки.

Ушинский оказал огромное влияние на развитие педагогики народов России и многих славянских стран.

Литература: Лордкипанидзе Д. О., Педагогическое учение К. Д. Ушинского, M., 1954; Данилов М. А., Дидактика К. Д. Ушинского, М. - Л., 1948; Струминский В. Я., Основы и система дидактики К. Д. Ушинского, М., 1957; его же, Очерки жизни и педагогической деятельности К. Д. Ушинского, М., 1960; Гончаров Н. К., Педагогическая система К. Д. Ушинского, М., 1974; Советская педагогика, 1974, № 2 (номер посвящен Ушинскому); Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина 19 в., под ред. А. И. Пискунова, М., 1976, гл. 12; К. Д. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге, под ред. Е. П. Белозерцева, М., 1994.

Э. Д. Днепров

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 497-498.

Пополняемые библиографии:
Литература о жизни и деятельности К. Д. Ушинского (1985-2013 гг.)
Литература об учебных книгах для начального обучения К. Д. Ушинского

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу

Произведения К. Д. Ушинского


Книги о К. Д. Ушинском

Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского