|
Лев Николаевич Модзалевский[14(26).02.1837 г., деревня Гари, ныне в Порховском районе Псковской области, - 12(24).05. 1896 г., Петербург], русский педагог, соратник и последователь К. Д. Ушинского. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1859 г.). После учёбы на педагогических курсах при университете был командирован за границу (1862 г.), где вместе с Н. И. Пироговым изучал педагогическое дело. По возвращении в Петербург (1864 г.) преподавал педагогику в Смольном институте (где работал ещё в 1861-1862 гг. вместе с Ушинским, оказавшим сильное влияние на Модзалевского) и на педагогических курсах при 2-й военной гимназии (с 1865 г.). Руководил организованными им Андреевскими курсами для подготовки народных учителей (1865 г.). В 1866 г. инспектор Приюта принца П. Г. Ольденбургского; за короткий срок улучшил постановку преподавания, ввёл новые методы и формы организации занятий, уделил серьёзное внимание эстетическому воспитанию, трудовому обучению и физическому развитию воспитанников. С 1867 г. в Тифлисе: воспитатель детей наместника на Кавказе, член комиссий по организации учебного дела, инспектор и директор Тифлисской женской гимназии, окружной инспектор, член Совета попечителя Кавказского учебного округа. С 1883 г. в отставке. С 1889 г. вновь в Петербурге: инспектор Мариинского института, директор училища глухонемых. Главный труд Модзалевского "Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времён" (вып. 1-3, 1866-1867) - первое систематическое пособие по истории зарубежной педагогики на русском языке. Во 2-е (1874-1877) и 3-е (1892-1899) издания включены сведения по истории русской педагогики. Модзалевский организовал отдел Коменского при Педагогическом музее военно-учебных заведений, опубликовал ряд работ о нём. В трудах Модзалевского значительное место занимают изучение и пропаганда педагогического наследия Ушинского. Отстаивая взгляд на педагогику как систему научных знаний, Модзалевский подчёркивал важность изучения истории педагогики, значение педагогической подготовки учителя, роль труда в воспитании и др. Модзалевский выступал за чистоту русского языка, против бездумного распространения иноязычных слов, был организатором "Союза ревнителей русского слова". Автор стихов для хрестоматии "Родное слово", в т. ч. "Приглашение в школу" ("Дети! В школу собирайтесь!"), и др., общая педагогическая идея которых, по Модзалевскому, - одновременно содействовать развитию поэтических и музыкальных потребностей детей (отдельное издание в сборнике "Свирель", 1908). Литература: Семенов Д. Д., Влияние школы и среды на развитие природного таланта. По поводу смерти Л. Н. Модзалевского, М., 1897; Зикеев Н. В., Жизнь и педагогические взгляды Л. Н. Модзалевского, Ученые записки МОПИ им. Крупской, 1957, т. 50, в. 4; Михайлова М. В., Л. Н. Модзалевский, Советская педагогика, 1987, № 10. М. В. Михайлова Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 581. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|