|
Лев Николаевич Толстой[(28.08(09.09).1828 г., Ясная Поляна, ныне Щёкинского района Тульской области, – 07(20).11.1910 г., станция Астапово, ныне станция Лев Толстой в Липецкой области; похоронен в Ясной Поляне], писатель, мыслитель, педагог. В 1841-1847 гг. жил в Казани, где учился в университете один год на восточном отделении философского факультета и два года на юридическом факультете. В 1851 г. уехал на Кавказ на военную службу, в 1854-1855 гг. участвовал в обороне Севастополя. В эти годы начал заниматься литературной деятельностью. С 1855 г. в Петербурге, сблизился с сотрудниками журнала "Современник", познакомился с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым, А. Н. Островским, Н. Г. Чернышевским; внимательно следил за ходом дискуссий западников и славянофилов. В первый период педагогической деятельности (1859-1862 гг.), названный Толстым временем "трёхлетнего страстного увлечения... педагогическим делом", жил в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей, способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии, учителям которых всячески помогал. В 1860-1861 гг. предпринял поездку по странам Западной Европы с целью изучения состояния педагогических наук и народного образования. По возвращении из путешествия Толстой писал о своём полном неприятии увиденного. По мнению Толстого, в западно-европейской педагогике "на развитие человеческой природы во все стороны поставлены готовые неизменные формы". Эти размышления инициировала встреча с А. Дистервегом, в ходе которой Толстой сказал, что "лучшая система – не иметь никакой системы", выразив в парадоксальной форме несогласие с механистическими, рационалистическими установками в педагогике. В 1862 г. издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" (всего вышло 12 номеров), в котором напечатал ряд своих педагогических статей. Каждый номер имел в качестве приложения рассказы для детей. После завершения работы над романом "Война и мир" (1869 г.) начался второй период педагогической деятельности Толстого, содержанием которого было создание "Азбуки" – комплекса учебных книг для начальной школы с методическими указаниями для учителя (кн. 1-4, 1872 г.). Созданная писателем своеобразная энциклопедия для первоначального обучения отличалась оригинальными принципами составления: все материалы – слова, отдельные предложения, короткие рассказы, тексты для чтения, пословицы и поговорки – отражали жизнь русского крестьянства, использовались произведения фольклора, басенные сюжеты, были включены также этнографические и географические сведения. При переработке "Азбуки" были изданы как самостоятельные пособия "Арифметика" (1874 г.), "Новая Азбука" (1875 г.), "Русские книги для чтения" (1875 г.). В первой половине 1870-х гг. Толстой возобновил работу в Яснополянской школе. Являясь членом училищного совета Крапивенской земской управы, Толстой добивался увеличения жалованья учителям, заботился о снабжении школ уезда учебной литературой и инвентарём. В 1874 г. написал программную статью "О народном образовании", обобщавшую его педагогический опыт. После завершения романа "Анна Каренина" наступил третий период педагогических исканий Толстого (конец 1880-х гг. – 1910 г.), связанный с разработкой религиозно-нравственного учения Толстого. Произведения этого времени – художественные (роман "Воскресение", повесть "Смерть Ивана Ильича"; пьесы "Плоды просвещения" и "Власть тьмы") и публицистические ("Исповедь", "Так что же нам делать?", "Царство Божие внутри вас", "Рабство нашего времени" и др.) – проникнуты мыслью о лживости и несправедливости жизни. Для пропаганды своих идей Толстой использовал организованное им издательство "Посредник", где напечатал ряд рассказов, издал пособия "Круг чтения", "Мысли мудрых людей на каждый день", начал работать над книгой для родителей и воспитателей "Детский круг чтения", в последний год жизни написал ряд рассказов "Детская мудрость". Статьи "Беседы с детьми по нравственным вопросам" (журнал "Свободное воспитание", 1908 г.) и "Учение Христа, изложенное для детей" отражали опыт занятий писателя с учениками по вопросам морали в его доме в Ясной Поляне в 1906-1908 гг. Педагогические идеи Толстого могут быть поняты только в контексте его творчества, стержневой проблемой которого был вопрос о смысле жизни человека и человечества. Толстой и в своих педагогических сочинениях предстаёт, с одной стороны, как учитель – новатор, практик и организатор, с другой – мыслитель, стремящийся решать кардинальные философские и психологические проблемы: единства сознания и жизни; взаимосвязи конечного и бесконечного; развития самосознания, генезиса индивидуального и общественного сознания и ряд других. Стержнем всего педагогического творчества Толстого стала проблема духовно-нравственных основ развития личности. Становление личности Толстой понимал как формирование её нравственной сферы в различных видах деятельности. Толстой привлёк внимание российской общественности к личностно-деятельностной природе моральных ценностей, открывающихся в ходе этического познания. Впервые в истории русской педагогики Толстой связывал проблемы целей, содержания, методов обучения и воспитания с развитием ответственности человека по отношению к самому себе. В статьях Толстого на темы воспитания существенное значение имеют высказывания о методах педагогического исследования. Особо важную роль он придавал изучению опыта, превращению каждой школы в "лабораторию творческого труда учителей и учащихся". Мастерски владевший методом педагогического наблюдения и умевший глубоко проникнуть в духовный мир ребёнка, Толстой может считаться одним из русских педагогов, положивших начало экспериментальной работе в условиях повседневных школьных занятий. Задачи педагогической науки, по мысли Толстого, заключаются в "изучении условий совпадения" деятельности "образовывающего и образовывающегося" на пути к единой цели, а также в изучении условий, которые препятствуют такому совпадению. Большое значение Толстой придавал уточнению понятий "образование", "обучение", "воспитание", "учение", "преподавание". При этом он столкнулся с тем, что имеющихся понятий недостаточно для точного объяснения существенных отношений индивида и общественного опыта. Считая, что существует общая закономерность психического развития человека, усваивающего основы современной ему культуры, Толстой стремился выявить "закон движения к равенству знаний и неизменный закон движения вперёд образования". Образование, включающее обучение и воспитание, по мнению Толстого, столь же объективный процесс, как и явления природы. Толстой обратил внимание на то, что обычно "развитие ошибочно принимается за цель", что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития, и в этом заключается "вечная ошибка всех педагогических теорий" (Пед. соч., М., 1989, с. 287). Первообразом гармонии, правды, красоты и добра является, по мнению писателя, родившийся ребёнок, всё его дальнейшее психическое развитие "есть не только не средство для достижения того идеала гармонии, который мы носим в себе, но есть препятствие... к достижению высшего идеала гармонии" (там же, с. 287). Ребёнку нужен "только материал для того, чтобы пополняться гармонически и всесторонне" (там же, с. 288). В качестве главной задачи обучения и воспитания Толстой выдвигал развитие творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования. Придавая исключительно важное значение преемственности культуры, Толстой пытался определить содержание школьного обучения, исходя из основных исторических форм мышления (логического, художественного), соответствующих им учебных предметов (математических, естественных, языковых) и способов передачи знания. С новым содержанием образования он связывал преодоление "ложного" миропонимания. Особую роль в педагогической концепции Толстого приобрела проблема новых методов обучения и формирования жизненно важных для учащихся понятий. По убеждению Толстого, на основе формальной логики нельзя научить детей решать сложные задачи, которые перед ними ставит жизнь. Исходя из своего практического опыта, Толстой подчёркивал роль умелого использования образного, конкретного и отвлечённого в обучении, предупреждал об опасности оперирования терминами до того, как ребёнок освоил соответствующие понятия, т. к. это может тормозить его умственное развитие. Отстаиваемая Толстым идея свободного развития ребёнка предполагала формирование нового типа общения учителей и учащихся, который способствовал бы познавательной активности и творчеству детей, определяя стиль школы в целом. В религиозно-нравственном учении Толстого центральное место заняла идея духовного роста человека. Содержание жизни каждого человека состоит в постоянном выборе поступков, преодолении противоречия между необходимостью сохранять и утверждать себя как личность ("Я") и стремлением к нравственным, бескорыстным действиям. По Толстому, обретение нравственного смысла жизни – источник психического здоровья и творческой энергии и, наоборот, утрата смысла приводит к экзистенциальному вакууму ("Исповедь"). В образе Бога Толстой видел выражение смысла, целей жизни и самого процесса нравственного совершенствования, открывающее перед человеком понятие разумной веры, совести как постоянного внутреннего ориентира. Обращаясь к таким важнейшим нравственным постулатам, как Бог, добро, вера, душа, совесть, любовь, жизнь, благо, в последней большой работе "Путь жизни" Толстой рассматривал самосознание и духовное совершенствование как те пути, на которых человек реализует свои творческие возможности. Учить воспитанника жизни – значит помогать ему построить себя как личность, в согласии с совестью и разумом. Обобщённый нравственный опыт человечества, по Толстому, – это наука человековедения, цель которой указывать различные образцы приложения нравственного сознания к жизни. Это не свод норм, правил, понятий, категорий, а своего рода общечеловеческий идеал, образ долженствования. Попытку конкретизировать содержание воспитания Толстой предпринял в статье "Беседы с детьми по нравственным вопросам", где выделил разделы: "разум", "любовь", "совершенствование", "усилие", "мысли", "слова", "поступки - дела", "соблазны внутренние и внешние". Нравственное воспитание, являющееся, по Толстому, формой духовного саморазвития человека, осуществляется бессознательно и сознательно. Эффективность бессознательного пути зависит от того окружения и атмосферы, в которых ребёнок растёт и принимает ценностные ориентации. Толстой подчёркивал особую опасность двойной морали в семье и обществе. Сознательное воспитание раскрывает возможности достижения поставленных целей с помощью волевых усилий и заложенную в каждом человеке способность к самостроительству. Жизнь, построенная в соответствии с нравственным законом, способность к продуктивной и творческой деятельности приносят человеку моральное удовлетворение. Педагогическое творчество Толстого утверждало идею о том, что воспитание оправдано лишь как самовоспитание, а самовоспитание есть постоянная устремлённость, прорыв к новым уровням бытия, этически более значимым горизонтам человеческого существования. Процесс осмысления педагогического наследия Толстого оказался чрезвычайно сложным. В России поверхностное отношение к философской специфике взглядов Толстого, замалчивание некоторых положений или объяснение их апологией патриархально-христианской морали, слабостью Толстого-мыслителя привели к тому, что не был раскрыт истинный смысл его педагогических сочинений и религиозно-нравственного учения. Однако уже в начале XX в. выступление Толстого за признание самостоятельной личности ребёнка, осуждение авторитарного воспитания, утверждение новаторского педагогического мышления были подхвачены прогрессивными педагогами во всём мире. Появились первые публикации о педагогических взглядах Толстого: Э. Кросби, Дж. Р. Нойес в США, К. Штрауб в Германии, Ш. Бодуэн во Франции, П. М. Нойков в Болгарии. Педагогическую программу Толстого можно считать одним из источников широкого движения за демократизацию и гуманизацию образования, определившего многие тенденции развития педагогики в XX в. Литература: Вейкшан В. А. Л.Н.Толстой о воспитании и обучении. М., 1953; его же, Л. Н. Толстой – народный учитель. М., 1959; Кудрявая Н. В. Лев Толстой о смысле жизни. Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л. Н. Толстого. М., 1993 (библиография); Crosby E. Tolstoi maître d'ecole. London, 1904; Baudouin Сh.. Tolstoi educateur. Paris, 1921; Kienitz W. Leo Tolstoy als Pädagoge. Berlin, 1959; Ulrich K. Die Libertäre Reformpädagogik Tolstois und ihre Rezeption in der deutschen Pädagogik. Trotzdem, 1984; Gustafson R. F. Leo Tolstoy resident and stranger. Princeton, 1986. H. В. Кудрявая Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 441-443. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|