|
Джон Локк (Locke)(29.08.1632 г., Рингтон, - 28.10.1704 г., Отс), английский философ, политический мыслитель и педагог. Родился в пуританской семье. Окончил Оксфордский университет. С 1668 г. член Лондонского королевского общества. Активно участвовал в политической борьбе периода Реставрации. В 1683 г. эмигрировал в Голландию; после государственного переворота 1688-1689 гг. в Англии (так называемая Славная революция) вернулся на родину. В основном философском труде ("Опыт о человеческом разуме", 1690 г.; русский перевод 1898 г.) Локк разработал эмпирическую теорию познания, исходным пунктом которой является принципиальный отказ от концепции существования врождённых идей и обоснование опытного происхождения человеческого знания. По существу, именно отрицание врождённых идей и апелляция к опыту делали возможной постановку вопроса о решающей роли воспитания в формировании человеческой личности и о значении среды в процессе воспитания. При этом Локк не отрицал врождённой предрасположенности отдельных индивидов к тому или иному кругу способностей, более того, в ряде случаев расширительно толковал сферу проявления такой предрасположенности. Вместе с тем он был убеждён, что от рождения большинство людей одинаково стремятся к счастью и питают отвращение к несчастью, одинаково наделены разумом и способностями, а последующие различия между ними определяются по преимуществу различием жизненных условий и воспитания. Душа человека - белая бумага, "без всяких знаков и идей", заполнить которую надлежит воспитанием. Педагогическая система Локка, изложенная в трактатах "Некоторые мысли о воспитании" (1693 г.), "О пользовании разумом" (издан в 1706 г.) и др., ориентирована на воспитание "делового человека", "джентльмена". Она органически сочетает в себе три аспекта - физическое воспитание, воспитание души (или нравственное воспитание) и образование. Поскольку, по Локку, цель жизни, а следовательно, и воспитания заключается в обеспечении счастья индивида, т.е. такого состояния, которое может быть выражено формулой "здоровый дух в здоровом теле", то начальной предпосылкой формирования личности, становления воли и характера является забота об укреплении здоровья ребёнка. Локк даёт практические рекомендации по закаливанию и выработке выносливости, умеренности. Основу нравственного воспитания Локк видел в выработке правильного представления о добродетели. Нравственное воспитание теснейшим образом сопрягается с воспитанием разума, высшей инстанции, к которой прибегает человек, определяя своё поведение. Соединённая с разумной мудростью добродетель ассоциируется у Локка с полезностью; её отличает умелое и предупредит, ведение дел, способность сочетать стремление к личному счастью и благополучию с аналогичными стремлениями др. индивидов, умение в необходимых случаях отказаться от удовлетворения своих желаний и страстей и, следуя велению разума, действовать наперекор им. Утилитарная и индивидуалистическая трактовка добродетели заставляла Локка искать критерии её истинности в Боге, представление о котором (ввиду отсутствия врождённой идеи Бога) Локк считал необходимым запечатлеть в душе ребёнка в самом раннем детстве. Задачам нравственного воспитания подчинена и образовательная программа Локка, цель которой заключается в развитии у учащихся способностей к самостоятельным суждениям и умозаключениям, а также сообщении начальных сведений по различным дисциплинам, что позволило бы им со временем более основательно заняться любой областью знаний по собственному выбору. В представлении Локка добродетельный, разумный и искусный в ведении своих дел человек гораздо предпочтительнее, чем великий учёный, лишённый таких качеств. Разрабатывая методы воспитания и образования, Локк подчёркивал необходимость постепенного и последовательного формирования у воспитанника устойчивых положительных привычек, отводя при этом решающую роль (в сравнении со словесными наставлениями) примеру самого наставника и других людей. По мнению Локка, в процессе воспитания следует избегать как физических наказаний, так и особых поощрений и наград. В первом случае достигается рабское послушание, которое постепенно формирует рабский характер, во втором - поощряется влечение воспитанника к наградам, а не к тому, за что они даются. Честь и позор - вот те могущественнейшие стимулы души, на которые следует опираться в процессе воспитания. Вместе с тем Локк допускал физическое наказание в исключительных случаях, когда необходимо сломить упрямство и открытое неповиновение авторитету учителя. Локк обращал внимание на важность индивидуального подхода к учащимся с учётом их психологического склада, наклонностей, возраста и уровня развития, подчёркивал роль игры в процессе обучения (особенно в младшем возрасте), необходимость строить учебный. процесс в расчёте на любознательность учащихся и пробуждение интереса к изучаемому предмету, постепенное восхождение от простого к сложному. Отвергая схоластическую систему образования, Локк стремился придать обучению практический характер. Помимо чтения и письма на родном языке он считал необходимым для джентльмена изучение французского языка в латыни, а также арифметики, географии, хронологии, истории, геометрии, астрономии, законоведения, натурфилософии (которой должно предшествовать чтение библейских текстов). Наряду со светским воспитанием (танцами и верховой ездой) будущий джентльмен должен усвоить несколько ремёсел, особенно тех, которые связаны с ручным трудом на открытом воздухе, получить навыки в стенографии и счетоводстве, необходимые для ведения хозяйственных дел. Своеобразная программа "трудового воспитания" джентльмена учитывала потребности буржуазного общества в деловых, инициативных людях. Локк полагал, что "истинный джентльмен" должен быть воспитан дома, с привлечением добропорядочных и компетентных наставников и учителей. Семейное воспитание, по его мнению, исключало возможность дурного влияния среды, случайных товарищей, плохих учителей и позволяло создать упорядоченную, "нравственную" среду, в которую помимо учителей могли быть включены другие "талантливые и благовоспитанные" люди. Эта идея являла собой своеобразную утопию, сводящую проблему совершенствования общества к проблеме воспитания "нравственных" индивидов, которые в сумме и могут составить идеальное "нравственное" общество. В "Записке о рабочих школах" (1696 г.) Локк предлагал создать для детей из бедных семей специальную сеть приютов, где они обучались бы какому-либо практическому ремеслу. Педагогическая теория Локка, как и всё его мировоззрение, оказали плодотворное воздействие на философские и воспитательные идеи деятелей Просвещения. В России Локк стал известен в середине 18-го века прежде всего как педагог, учение которого позволило М. В. Ломоносову назвать его в числе "премудрых человечества учителей". Литература: Э Нарский И. С., Философия Джона Локка, М., 1960; Зайченко Г. А., Джон Локк, M., 1988 (библ.). В. М. Карев Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 527. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|