Георгий Иванович Челпанов

Георгий Иванович Челпанов

[16(28).04.1862 г. Мариуполь, - 13.02.1936 г., Москва], психолог, философ, педагог. В 1887 г. окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета (г. Одесса). С 1891 г. приват-доцент Московского университета, с 1892 г. - Киевского университета, где в 1897 г. создал при кафедре философии психологическую лабораторию ("семинарии"). По возвращении в Москву в 1907 г. создал при Московском университете подобную лабораторию, на базе которой в 1912 г. основан Психологический институт (официально открыт в 1914 г.). Челпанов был директором этого института до 1923 г.; под его руководством прошли научную подготовку многие видные российские психологи. Челпанов активно работал в Московском психологическом обществе, принимал участие в различных научных съездах, в том числе в съездах по педагогической психологии и экспериментальной педагогике. Автор неоднократно переиздававшихся учебников по психологии и логике для высших и средних учебных заведений.

Основной круг научных интересов Челпанова составляли теоретические и методологические проблемы философии и психологии: вопросы о сущности психики, о соотношении души и тела, о значении биологического и социального в формировании человека. Челпанов указывал на слабые стороны односторонне-материалистического подхода к исследованию психики, стремился философски обосновать психологию с помощью концепции "параллелизма" души и тела. С этих позиций рассматривал основные психологические проблемы - предмет и методы психологии, основы восприятия и др. Большое внимание уделял вопросу о взаимоотношении психологии и педагогики. Отмечая необходимость для учителя психологических знаний, в то же время предостерегал против неоправданно широкого внедрения экспериментальных методов в педагогическую практику. По мнению Челпанова, педагогика базируется не только на психологии. Важное значение имеет философская этика, обосновывающая педагогические цели, психология же указывает на средства их достижения.

Рассматривал также вопросы организации школьного образования. Дал подробный анализ проекта реформы школы, предложенного в 1917 г. ("Демократизация школы", 1918 г.), считая его псевдодемократическим. Среднее образование Челпанов рассматривал как основу культуры народа. В этой связи отрицательно оценивал снижение уровня среднего образования, в частности тенденции к однотипности школ, отмену конкурсного перехода из низшей ступени в высшую, необязательность изучения языков, а также снижение роли учителя за счет учреждения родительских комитетов и участия учащихся в работе педагогических советов.

В 1923 г. отстранен с поста директора Психологического института и лишен возможности научной деятельности. Тем не менее Челпанов осуществил еще ряд публикаций, в которых критиковал вульгарно-материалистических тенденции в науке и указывал, что идеи марксизма применимы лишь к анализу социальных явлений, но не душевной жизни.

Литература: Е.А. Будилова, Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке, M., 1960; А.В. Петровский, История советской психологии, M., 1967; Л.А. Радзиховский, Г.И. Челпанов - организатор Психологического института, «Вопросы психологии», 1982, № 5; В.М. Экземплярский, Г.И. Челпанов, «Вопросы психологии», 1992, №№ 3, 4; В.В. Умрихин, «Идеогенез» и «социогенез» в творчестве Г. И. Челпанова, «Вопросы психологии», 1994, № 1; С.А. Богданчиков, Неизвестный Г. И. Челпанов, «Вопросы психологии», 1994, №1; А.А. Никольская, Психолого-педагогические взгляды Г.И. Челпанова, «Вопросы психологии», 1994, № 1; А.Н. Ждан, Г.И. Челпанов, «Вестник МГУ», серия 14 Психология, 1994, № 2.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 561.

Публикации в журнале "Вопросы психологии":
Богданчиков С. А. Неизвестный Г. И. Челпанов // Вопросы психологии. - 1994. - № 1
Никольская А. А. Психолого-педагогические взгляды Г. И. Челпанова // Вопросы психологии. - 1994. - № 1

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Документы из архива РАО

Архивные материалы Г.И. Челпанова, находящиеся с Научном архиве Российской Академии Образования - это немногочисленные материалы о нем и некоторые личные документы (14 единиц хранения) В основном Архивный фонд Георгия Ивановича Челпанова хранится в Российской государственной библиотеке (библиотеке им. В.И. Ленина) (1705 единиц хранения).

Фонд № 88. Опись фонда личного происхождения Челпанова Георгия Ивановича: