Гербарт, Хербарт (Herbart), Иоганн Фридрих

Иоганн Фридрих Гербарт (Хербарт) (Herbart)

(04.05.1776 г., Ольденбург - 14.08.1841 г., Гёттинген), немецкий философ, психолог и педагог. Учился в Йенском университете (1794-1797 гг.), где слушал лекции И. Г. Фихте. В 1797-1800 гг. работал домашним учителем в Швейцарии. Здесь познакомился с методикой начального обучения И. Г. Песталоцци. Завершал обучение в Гёттингене, где в 1802-1803 гг. сам стал читать лекции по философии. В 1808-1833 гг. профессор Кёнигсбергского, затем Гёттингенского университетов. В Кенигсберге основал при университете педагогический семинар с опытной школой. Важнейшие труды - "Главные пункты метафизики" (1806 г.), "Общая педагогика, выведенная из целей воспитания" (1806 г.), "Учебник психологии" (1816 г., русский перевод 1875 г.), "Психология как наука, основанная на опыте, метафизике и математике" (т. 1-2, 1824-1825 гг.), "Общая метафизика с началом философского учения о природе" (1828-1829 гг.), "Очерк лекций по педагогике" (1835 г.).

Гербарт был сторонником ассоциативной психологии, но считал, что превращение её в науку требует соединения "метафизики" с математикой, то есть философских положений о психических явлениях с математическим расчётом психических процессов. По Гербарту, мир состоит из неизменных простейших сущностей ("реалов"), которые вступают в различные связи, создавая только впечатление, что мир изменяется. В качестве психических реалов признавал представления, а психические процессы рассматривал как отражение в сознании их взаимодействия. Подробно разработал математическую "статику" и "динамику" этого взаимодействия. Исходил из понимания ограниченности объёма сознания, при которой множество представлений, стремящихся проникнуть в него, остаётся за так называемым порогом сознания. Как реальные силы родственные представления объединяются, усиливают друг друга, проникая в сознание, а противоположные вытесняют друг друга из сознания или мешают подняться к нему из области бессознательного. Даже новые впечатления могут проникнуть в сознание лишь при условии, что они не только обладают достаточной силой, но и получают поддержку со стороны родственных представлений прошлого опыта. Соединение представлений прошлого опыта с новыми впечатлениями определяет отчётливость, правильность и прочность восприятия и усвоения нового.

Учение Гербарта об ограниченности объёма сознания, о его пороге, о важности учёта порога сознания для математического исчисления психических процессов сыграло большую роль в формировании экспериментальной психологии. Учение Гербарта о роли апперцепции в усвоении новых знаний послужило теоретической основой построения урока, последовательности, системности обучения и др. Фактически Гербарт предпринял попытку теоретически обосновать педагогику. Философия, по Гербарту, указывает цель воспитания, психология - пути достижения этой цели. Определяя главную цель воспитания как гармонию воли с этическими идеями и выработку многостороннего интереса, основными путями её достижения считал воспитывающее обучение и нравственное воспитание, а также "управление" (подавление "дикой резвости" ребёнка). Особенно большое значение придавал воспитывающему обучению, в процессе которого развивается многосторонний интерес, имеющий, согласно Гербарту, шесть видов: эмпирический - к окружающему миру; спекулятивный (умозрительный) - к причинам вещей и явлений; эстетический - к прекрасному; симпатический - к "близким"; социальный - ко всем людям; религиозный. Основой интереса считал внимание и выдвинул поэтому в качестве важнейших дидактических задач возбуждение и поддержание апперцептивного внимания и развитие произвольного внимания.

В педагогике второй половины 19-го - начала 20-го веков большой популярностью пользовалось учение Гербарта о ступенях обучения. На первой ступени (называемой им "ясностью") осуществляется первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом, основанным на широком использовании средств наглядности; на второй ступени ("ассоциация") происходит установление связи новых представлений со старыми в процессе свободной беседы; третья ступень ("система") характеризуется связным изложением нового материала с выделением главных положений, выводом правил и формулированием законов; на четвёртой ступени ("метод") у учащихся в процессе выполнения упражнений с использованием новых знаний вырабатывается навык применения их на практике. В этих положениях Гербарта отражены существенные стороны учебного процесса, однако абсолютизация и универсализация данной схемы вели к формализму в организации урока, нашедшему особенно яркое выражение у последователей и учеников Гербарта. Ставя выше всего развитие мышления учащихся, Гербарт отводил главное место в учебном плане древним языкам и математике, которые, по его убеждению, лучше всего дисциплинируют ум. Считал, что ребёнок в своём развитии повторяет путь, пройденный человечеством. Отсюда он делал вывод, что ребёнку ближе и понятнее жизнь древних народов, чем современников. В связи с этим Гербарт говорил о необходимости до 14 лет обучать в основном языку, литературе и истории античного мира, а также математике и географии.

Собственно нравственное воспитание, по Гербарту, как и вся его педагогическая система, строится на пяти нравственных идеях, которые, по Гербарту, охватывают всю этику. Это - идея внутренней свободы, делающая человека цельным; идея совершенства, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая "внутреннюю гармонию"; идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей; идея права, применяемая в случае конфликта двух или нескольких воль; идея справедливости, служащая руководящим началом при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу, или о наказании того, кто нарушает его законы. Правильно воспитанный человек, осознавший эти идеи, которые, с точки зрения Герберта, являются неизменной основой всеобщей морали, не будет вступать в конфликт с окружающим миром. Важную роль в нравственном воспитании отводил религии, которая должна внушать человеку чувство зависимости от "высших сил". К нравственному воспитанию тесно примыкает у Гербарта "управление", задача которого состоит во внешнем дисциплинировании воспитанников, в приучении их к порядку. Основными средствами управления, по Гербарту, являются надзор, приказание и запрещение, наказания, вплоть до телесных, а также умение занять ребёнка. Вспомогательную роль в управлении Гербарт отводил авторитету и любви воспитателя, причём авторитет должен принадлежать отцу, а любовь - матери.

Педагогическая теория Гербарта - в особенности его теоретическое обоснование педагогики, идея воспитывающего обучения и разработки методических приёмов, учитывающих воспитательные возможности учебных предметов, - оказала большое влияние на последующее развитие теории и практики воспитания во многих странах. Идеи Гербарта интерпретировались в работах его учеников и последователей (наиболее известны Т. Циллер, О. Вильман, В. Рейн и К. Стой).

Литература: И. Ф. Гербарт, в книге: Пискунов А. И., Советская историко-педагогическая литература, М., 1960, с. 68-69 (библ.); Вallauff Th., Sсhаller K., Padagogik. Eine Geschichte der Bildung und Erziehung, Bd 3. Vom 19/20 Jahrhundert, Munch., 1973.

П. Я. Гальперин, А. И. Пискунов

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. —М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 200-201.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу