|
Вильгельм Рейн (Rein)(10.08.1847, Эйзенах, - 19.02.1929, Йена), немецкий педагог. Изучал теологию в университетах Германии, курс педагогики прошёл под руководством К. Ф. Стоя в Йене и Т. Циллера в Лейпциге. С 1871 г. преподавал в педагогических семинариях; в 1885 г. стал преемником Стоя на кафедре педагогики Йенского университета, которая в период деятельности Рейна (до 1923 г.) превратилась в один из центров педагогических исследований в Германии: при кафедре была организована экспериментальная школа, в которой с педагогической практикой Рейна могли знакомиться многочисленные экскурсанты и стажёры из других стран. Рейн стремился согласовать идеи И. Ф. Гербарта с новыми направлениями в педагогике. Подробно разработав в этой связи идеи ступеней обучения, Рейн предложил (вместо 4 гербартовских) систему из 5 ступеней: "подготовка", "изложение", "понимание", "обобщение", "применение". Идеи развивающего обучения Р. стремился применять таким образом, чтобы учащиеся побуждались к выяснению внутренних связей между явлениями и фактами и самостоятельными выводам. По принципам Гербарта разработал целостную методику учебного процесса в народной школе Германии в конце 19 века. В конце 1870-х - начале 1880-х гг. совместно с преподавателями учительской семинарии в Эйзенахе создал серию из 8 пособий, в которых проанализированы практические вопросы обучения по всему курсу 8-летней народной школы, включая поурочные разработки. Эта серия получила широкую известность и была переведена на ряд иностранных языков. Рейн пропагандировал идею единой школы. По Рейну, общей для всех детей должна быть только начальная ступень - народная школа; после неё дети из семей с низкими доходами должны поступать преимущественно в начальные профессиональные школы, дети из средних слоев - в реальные школы, а затем в средние специальные учебные заведения; дети состоятельных родителей - в гимназии и оттуда в высшие учебные заведения. Этапом воспитания и обучения рассматривалась и обязательная для юношей служба в армии. Многолетняя преподавательская деятельность Рейна содействовала подготовке значительного числа учителей народных школ и их методическому обеспечению. Автор курса педагогики в 3 тт. Под редакцией Рейна издан (с 1895 г.) "Энциклопедический справочник по педагогике" в 10 тт. (Enzyklopedisches Handbuch der Pedagogik, 1903-1911 гг.), одно из наиболее известных отраслевых справочных пособий для учителей и исследователей. Литература: Saupe E., Deutsche Pedagogen der Neuzeit, Osterwieck am Harz, 1929. А. И. Пискунов Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 257. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|