|
Иоганн Готлиб Фихте (Fichte)(19.05.1762 г., Рамменау, - 29.01.1814 г., Берлин), немецкий философ, педагог, публицист и общественный деятель. Учился в университетах Йены и Лейпцига. Профессор Йенского университета (1794-1799 гг.). С 1800 г. в Берлине, первый выборный ректор (1810 г.) Берлинского университета. В своем главном сочинении - "Наукоучение" (1794 г., неоднократно перерабатывалось) выступил как непосредственный продолжатель философской революции, начатой И. Кантом, который противопоставил априорную (внеопытную) структуру человеческого сознания ощущениям, возникающим под действием внешних вещей. В этой системе мир сознания со всеми явлениями, существующими в нем ("вещи для нас"), и подлинная реальность за пределами сознания ("вещи в себе") предстают как две составляющие части мироздания. Фихте стремился преодолеть дуализм сознания и деятельности и последовательно провести основную кантовскую мысль о том, что всякое предметное бытие - результат конструирующей деятельности сознания, но не эмпирического, присущего конкретному индивидууму, а общего, необходимо принадлежащего каждому, - "трансцендентального". В качестве основоположения своей философской системы он принял абсолютное "Я" как чистую деятельность, которая порождает всё многообразие объектов, составляющих не только реальный, но и воображаемый или мыслимый мир. Это первоначало, по Фихте, представляет собой двуединый процесс сознания и самосознания (рефлексии). Акт сознания центробежен, он устремлён к объекту, а самосознание центростремительно, обращено "вовнутрь", делая предметом рефлексии сам акт сознания. В процессе отношения сознания к самому себе лежит источник диалектики, которую Фихте сделал методом развёртывания всего философского содержания. Этим определяется место Фихте в истории диалектики как предшественника Ф. В. Шеллинга и Г. В. Гегеля. Исходная диалектическая триада системы Фихте: тезис - "Я", антитезис - "не-Я" и синтез "Я" и "не-Я" как взаимообусловленные стороны одного и того же абсолютного "Я". Ощущения и восприятия постулируют независимый от сознания мир; рассудок в этом мире находит рациональный, законосообразный порядок, а разум, завершая дело рассудка и поднимаясь над ним, постигает абсолютное "Я" как животворный источник всего сущего. Фихте считал, что сущность "Я" есть деятельность, бесконечное стремление к самовоплощению. В процессе деятельности происходит разделение её на теоретические и практические формы и, тем самым, - на реальное и идеальное, воображаемое и действительное. Признак действительности - сопротивление, которое встречает на своём пути человеческое стремление. В воображении всё осуществимо, действительный мир отрезвляет и дисциплинирует, требует от субъекта усилия для воплощения мечты. Таким. образом, противоположность "Я" и "не-Я" получает эмпирическое выражение в повседневном сознании: чувство сопротивления знаменует собой вторжение реальности в сферу человеческих влечений. Поскольку человек действует в чувственно воспринимаемом мире, он никогда не бывает полностью свободен, но степень свободы его возрастает пропорционально тому, как центр приложения его усилий смещается от "не-Я" к "Я", т.е. возвращается к субъекту от затерянности в мирских делах. Больше всего этому условию удовлетворяет нравственное самоопределение личности, в этой сфере эмпирическая реальность ближе всего подходит к прообразу абсолютного "Я". Моральное сознание предполагает дисгармонию влечения и долга, повелевая во всех случаях несогласия отдавать предпочтение долгу. Поэтому истинно гармоничная жизнь делается возможной лишь при посредстве религии, которая своим внутренним светом разрешает все противоречия и побуждает "любить вечность". Первоначальные версии "Наукоучения" в течении десяти лет выдвигали на передний план идею абсолютного "Я" как последнего основания бытия и познания, что послужило причиной обвинения Фихте в субъективизме и атеизме. Во второй версии, которая в наиболее законченной форме выражена в лекциях 1810-1811 и 1813 годов (опубликовано под названием. "Факты сознания" в 1817 г., русский перевод 1914 г.), Фихте сделал поворот в сторону традиционного христианского теизма. Абсолютное "Я" теперь выступает как "образ Бога", а индивидуальное самосознание - как "образ образа", то есть явление "третичное" по сравнению с абсолютным бытием, которое признаётся как первооснова. Деятельность абсолютного "Я" есть бесконечное стремление осуществить цель, заложенную в нём изначально, т.е. стать в действительности образом абсолютного бытия. "Я" в своём высшем проявлении трактуется как воля приобщения к высшему благу, даруемому наставлениями религии. Абсолютное бытие и деятельность "Я" чётко разграничиваются: последняя - лишь явление первого наряду с природой, которая ещё дальше отстоит от абсолюта, потому что дана лишь в субъективном созерцании и мышлении. Восприятие, воображение, знание и воля - ступени постепенного возвышения жизни до уровня свободы, в которой знание и бытие сливаются воедино. В мировой истории сменяется, по Фихте, пять эпох: "инстинкта разума", когда объединение людей управляется как бы законом природы, действующим бессознательно; "авторитета разума", когда закон отделяется от общества и царит над людьми как внешняя сила; "освобождения от авторитета"; "науки разума" - сознающий себя разум существует в виде внутреннего убеждения ученых, и, наконец, "искусства разума", когда идеи разума сознательно воплощаются в жизнь. Современную ему эпоху Фихте рассматривал как переходную: авторитет свергнут, но до "искусства разума" ещё далеко; получила распространение "пустая свобода" индивидуальных мнений, руководствующихся личной выгодой. Подлинное же просвещение - "наука разума" - указывает на иллюзорность изолированного индивидуального существования и на роль сверхличных "идей", связывающих индивидуума с "родовой жизнью" народа и человечества. На этом основана идея Фихте об исключительной роли воспитания и образования как подготовления завершающей эпохи - "искусства разума", окончательно преодолевающей "греховный эгоизм" современности. Вся история человечества, таким образом, есть история воспитания, преобразования грубой первобытности в жизнь свободного разума. Особое значение задача воспитания народа приобретает в Германии, стране Реформации и критической философии ("Речи к немецкому народу", 1808 г.). Воспитание народа неотделимо от формирования отд. личности. И в том и в другом случае руководящая идея - развитие субъекта через самопознание к "чистой воле", осуществляющей любовь к всеобщему. Поэтому философия ("Наукоучение") есть и теория воспитания. Воспитание, по Фихте, должно основываться не на механическом заучивании абстракций путём "дрессировки" воспитанника, а брать за основу органическое развёртывание и тактичное руководство дремлющих сил самого ребёнка, постепенное формирование его собственного "Я". При характеристике собственно педагогических мер, способствующих развитию ребёнка, Фихте во многом использовал идеи И. Г. Песталоцци, которые видоизменял в соответствии со своими принципами. Прежде всего воспитаннику необходимо усвоить "азбуку ощущения" (или самоощущения, т. к. ощущение Фихте трактовал не в духе англо-французского сенсуализма как пассивную регистрацию внешних впечатлений, а как первую стадию пробуждения активности "Я"). Затем следует приобщить ребёнка к "азбуке созерцания" внешних предметов, поощряя развитие его воображения и конструктивных навыков изображения предметов. Усвоение образов должно предшествовать словесному обозначению и образованию понятий, чтобы преодолеть отвлечённо-схоластический способ преподнесения знаний. Курс элементарного обучения завершается приобретением навыков "телесной силы". Затем наступает черёд собственно нравственного воспитания, которое начинается с развития "инстинкта уважения", что требует общения между детьми и взрослыми. Самоуважение ребёнка возрастает пропорционально знакам уважения со стороны взрослых и сверстников, поэтому очень важно уберечь детей от подражания негодным поступкам взрослых. Самоуважение предполагает самостоятельность, а последняя требует добывания средств к жизни собственным трудом, освобождающего от рабской зависимости. Поэтому образовательное учреждение, по Фихте, должно одновременно быть и хозяйственной "общиной", где трудовое воспитание реализуется в форме сельскохозяйственного труда и ремёсел. Таким образом, подростки могут подготовиться к необходимой для государства деятельности. Кроме работников физического труда нации нужно также сформировать "учёное сословие". Будущие учёные, как и рабочие, должны пройти стадию общего физического труда, и лишь впоследствии, в зависимости от индивидуальных особенностей юношей, государство определит подходящую для них отрасль. Система образования, по плану Фихте, складывается на широкой основе народной школы, затем следуют средняя образовательная ступень и университет. Разработка учебной программы и вся деятельность университета должны быть подчинены развитию личности в её целостности и, что неразрывно с этим связано, сохранению национальной самобытности. Принципы организации университета, предложенные Фихте, до некоторой степени сохраняют значение и в 20 веке, например, соединение обучения и научной работы в университете, так что весь контингент складывается из учащихся, "учащих" (профессоров) и прекративших преподавание деятелей, занимающихся либо научной, либо практической работой. В преподавании, по Фихте, следует избегать повторения известного, которое можно почерпнуть из литературы, и учить студентов главным образом "искусству науки", т.е. навыкам творческой умственной деятельности. В осуществлении плана национального воспитания Фихте основную роль отводил государству; его деятельность способствовала осуществлению реформы образования в Пруссии. Фихте подчеркивал, что образование народа - самое выгодное вложение капитала, ибо делает нацию неизмеримо богаче и сильнее, создавая для общества полезных граждан. При всей плодотворности рекомендованной Фихте воспитательной системы в ней есть принципиальная ограниченность, которая выявилась в историческом опыте, излишняя регламентация, недооценка роли семейного воспитания, общественной педагогической инициативы, порождающие нивелирование индивидуальности и консерватизм. Однако в период борьбы с Наполеоном после поражений Пруссии в 1806-1807 гг. идея Фихте о высоком назначении немецкой нации явилась выражением общественного протеста, а воплощение этой идеи с помощью продуманной государственной системы образования было для 19 века важным историческим предвидением. Литература: Гайденко П. П., Философия Фихте и современность, M, 1979; ее же, Парадоксы свободы в учении Фихте, M, 1990; Nagassawa K., Das Ich im deutschen Idealismus und das Selbst im Zen-Buddhismus Fichte u. Dogen, Freiburg-Munch., 1987; Lauth R., Der Ursprung der Dialektik m Fichtes Philosophie, Koln, 1988; Fichte (1762-1814) und die Franzosische Revolution, TТ. l-2, B., 1988. M. А. Киссель Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, С. 515-517. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|