|
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин(настоящая фамилия — Салтыков; псевдоним Н. Щедрин) [15(27).01.1826, с. Спас-Угол, ныне Калязинский район Калининской области, — 28.04(10.05).1889, Петербург], русский писатель. Отец — из старинного дворянского рода, мать — из семьи богатого московского купца. Детские годы Салтыков прошли в усадьбе отца, в обстановке крепостнического быта, описанного им впоследствии в «Пошехонской старине». Воспитывался в московском Дворянском институте (1836—1838) и Александровском (бывшем Царскосельском) лицее (1838—1844). Здесь начал писать и печатать стихи. По окончании лицея служил в канцелярии Военного министерства (1844—1848). В 40-х гг. сблизился с передовым кружком петербургской молодёжи — петрашевцами, пережил увлечение утопическим социализмом Ш. Фурье и Сен-Симона. Первые повести Салтыкова «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848), исполненные острой социальной проблематики и написанные в духе «натуральной школы», вызвали недовольство властей: в апреле 1848 Салтыков был арестован, а затем выслан на службу в Вятку за «... вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу и ниспровергших власти и общественное спокойствие» (слова Николая I о повестях Салтыкова — цитата по книге: Макашин С., Салтыков-Щедрин. Биография, т. 1, 1951, с. 293). В Вятке Салтыков был назначен старшим чиновником особых поручений при губернаторе, с 1850 — советником губернского правления. Из многочисленных служебных разъездов по Вятской и смежным губерниям Салтыков вынес богатый запас наблюдений над крестьянской жизнью и провинциальным чиновным миром. Смерть Николая I и новый правительственный курс после поражения в Крымской войне 1853—1856 принесли Салтыкову в конце 1855 свободу. Вернувшись в Петербург в обстановке наступившего общественного подъёма, он сразу же возобновляет литературную работу, прерванную почти восьмилетним «вятским пленом». В программной статье «Стихотворения Кольцова» (1856) Салтыков декларирует требования к писателям: возвышать общественно-практическую роль литературы, заниматься «исследованием» современности, социальных вопросов и прежде всего коренных нужд народной жизни. Статья была запрещена цензурой, но заявленную в ней программу Салтыков художественно воплощает в «Губернских очерках» (1856—1857), изданных от имени «надворного советника Н. Щедрина» (псевдоним, почти заменивший в сознании современников подлинное имя автора). Русская жизнь последних лет крепостного строя отразилась в первой книге Салтыкова необычайно широко и остро контрастно: резко отрицательно по отношению к крепостничеству, чиновной администрации; скептически — к «талантливым натурам» («лишним людям») из дворянско-помещичьей интеллигенции; с любовью и надеждой — к народному крестьянскому миру. Н. Г. Чернышевский и Н. А.Добролюбов высоко оценили «дух правды» этого произведения, сильного в изображении социальной среды и социальной психологии. Очерки имели огромный успех и сразу создали автору громкое писательское имя. Однако в это время Салтыков ещё не решался оставить государственную службу. К тому же он полагал тогда, что само правительство, заявившее о новом либеральном курсе, способно осуществить далеко идущие прогрессивные преобразования, и хотел участвовать в них непосредственно. В 1856—1858 он служит чиновником особых поручений в министерстве внутренних дел, участвует в подготовке крестьянской реформы. В 1858—1862 Салтыков — вице-губернатор в Рязани, затем в Твери. Как администратор (крепостники прозвали его «Вице-Робеспьером») Салтыков возбудил десятки судебных преследований против помещиков-преступников, удалил со службы многих взяточников и воров. В начале 1862, вероятно, по негласному предложению властей, Салтыков вышел «по болезни» в отставку. Жизнь и служба в провинции дали ему много материала для творчества. Вместе с тем нахождение на высоких постах губернской администрации развеяло либерально-просветительские иллюзии Салтыкова, веру в возможность прогрессивного «общественного служения» на поприще государственной службы. В годы вице-губернаторства Салтыков продолжал печатать (с 1860 преимущественно в «Современнике») рассказы, очерки, пьесы, сцены. Некоторые из них примыкали к «Губернским очеркам», образуя вместе с ними «крутогорский цикл», другие предназначались для начатых, но распавшихся циклов — об «умирающих» и «глуповцах». Оба цикла объединялись мыслью об исторической обречённости самодержавно-крепостнического строя. Большинство этих очерков и сцен вошло в книги «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе» (обе — 1863). Уйдя со службы, Салтыков предпринял попытку издания своего журнала «Русская правда», задуманного для объединения «всех сил прогресса», но правительство не разрешило этого. После ареста Чернышевского и 8-месячной приостановки «Современника» Салтыков вошёл (по приглашению Н. А. Некрасова) в редакцию этого журнала, где вёл большую писательскую и редакторскую работу. Его ежемесячные обозрения «Наша общественная жизнь» остались выдающимся памятником русской публицистики и литературной критики 60-х гг. В 1864 в ходе полемики с журналом «Русское слово» и «почвенническими» журналами братьев Достоевских «Время» и «Эпоха» Салтыков оказался в известной изоляции внутри руководства «Современника» и вышел из его редакции (не прекращая тем не менее принципиально авторского сотрудничества) и возвратился на государственную службу. Однако традиции «Современника», традиции Чернышевского и Добролюбова Салтыков чтил до конца своих дней. В 1865—1868 Салтыков возглавил Казённые палаты в Пензе, Туле, Рязани. Наблюдения, вынесенные из этой последней службы, легли в основу «Писем из провинции» и отчасти «Признаков времени» (оба — 1869) —широких художественно-публицистических картин первого десятилетия пореформенной России. В 1868 повелением царя Салтыков был уволен в окончательную отставку с запрещением занимать какую-либо должность на государственной службе. Тогда же он принял приглашение Некрасова стать участником обновленного журнала «Отечественные записки», призванного заменить закрытый в 1866 «Современник». Шестнадцать лет работы Салтыкова в «Отечественных записках», ставших главной литературной трибуной русской демократии 70—80-х гг., образуют центральную главу в биографии писателя. После смерти Некрасова Салтыков возглавил редакцию журнала. 70—80-е гг. — время высших творческих достижений Салтыкова Он пишет «Историю одного города» (1869—1870) — горькую и гневную книгу, раскрывшую национальному самосознанию «трагическую истину русской жизни», книгу, подготовленную циклами очерков о «Глупове» и «глуповцах» (1861—1862) и «Помпадурами и помпадуршами» (1863—1874). Затем следуют «Господа ташкентцы» (1869—1872) и «Дневник провинциала в Петербурге» (1872), воссоздающие «господство хищничества» периода российского грюндерства; «Благонамеренные речи» (1872—1876) и «Убежище Монрепо» (1878—1879) — классические картины рождения капиталистической России, прихода Колупаевых и Разуваевых; «Господа Головлёвы» (1875—1880) — одна из величайших, но и самых мрачных книг русской литературы; цикл «В среде умеренности и аккуратности» («Господа Молчалины», 1874—1880), где дана глубокая трактовка в новых исторических условиях «молчалинства», как одной из социально-психологических язв русского быта. В 1875—1876 Салтыков лечился за границей. Впоследствии он ездил туда в 1880, 1881, 1883 и 1885. Реакционно-буржуазную Европу он изобразил в книге «За рубежом» (1880—1881). В 80-е гг. сила сугубо критического искусства Салтыкова достигла вершины в обличении политической реакции. Борьбе с ней посвящена неистовая в своём сарказме «Современная идиллия» (1877—1881), «Письма к тётеньке» (1881—1882), «Пошехонские рассказы» (1883—1884). В 1884 правительство запретило издание «Отечественных записок». Закрытие журнала Салтыков пережил тяжело. Он вынужден был печататься в чуждых ему по направлению органах либералов — в журнале «Вестник Европы» и газете «Русские ведомости». Несмотря на свирепую реакцию и тяжёлую болезнь, Салтыков создал в последние годы такие шедевры, как «Сказки» (1882—1886), в которых сжато отражены почти все главные темы его творчества; исполненные глубокого философского историзма «Мелочи жизни» (1886—1887) и, наконец, широкое эпическое полотно крепостной России — «Пошехонскую старину» (1887—1889). Творчество Салтыкова, проникнутое духом освободительных и социалистических идей, демократизма иоткрытой борьбы с самодержавно-крепостническим помещичье-буржуазным строем, имело важное значение для русского общества, способствовало воспитанию политического сознания и гражданского протеста, обогатило русскую литературу произведениями высокой художественной и публицистической ценности. Связанное преемственно-исторически с традициями передовой русской литературы (А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь, А. И. Герцен), а также с традициями великих сатириков Возрождения и Просвещения (Ф. Рабле, М. Сервантес, Дж. Свифт), творчество Салтыкова вместе с тем сталоновым, глубоко оригинальным явлением искусства русского критического Реализма. Главные особенности творческого метода Салтыкова — художественное «исследование» не индивидуально-личной, но общественной сферы человека, сращённость эстетической системы писателя с прямыми суждениями и оценками, исполненными демократического протеста и открытой пропаганды новых отношений человека к миру —отношений социальной правды и справедливости. К особенностям сатирической поэтики Салтыкова принадлежат: эзоповский язык, т. е. совокупность семантических, синтаксических и других приёмов, придающих художественным элементам двузначность, когда за прямым смыслом таится второй план; искусство гротеска и интегрированные или собирательные образы как средство типизации («иванушки», «глуповцы», «пёстрые люди» и др.). Вместе с тем художник-реалист в полной мере обладал методом психологического анализа, искусством создавать правдивые образы, мир живых людей («Иудушка», «Дерунов», галерея рабов в «Пошехонской старине» и др.). Традиции Салтыкова нашли продолжение в творчестве А. П. Чехова (темы «пёстрых людей» и «мелочей жизни») и М. Горького (ранние фельетоны, «Сказки», «Жизнь Клима Самгина»). Некоторые произведения Салтыкова инсценированы для театра и поставлены в кино (фильм «Иудушка Головлёв», 1934) В г. Вятке открыт мемориальный музей (1968) в доме, где писатель жил в годы вятской ссылки. Сочинения: Полное собр. соч. и писем, т. 1—20, М. — Л., 1933—41; Собр. соч. и писем в 20 тт., т. 1—17—,М., 1965—75 Литература: Денисюк Н., Критическая литература о произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина, в. 1—5, М.,1905; М. Е. Салтыков-Щедрин в русской критике. [Вступ. ст. и прим. М. С. Горячкиной], М., 1959; М. Е.Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. [Предисл. и коммент. С. А. Макашина], М., 1957; Эльсберг Я. Е., Стиль Щедрина, М,, 1940; Макашин С. А., Салтыков-Щедрин. Биография, т. 1, 2 изд., М.,1951; его же, Салтыков-Щедрин на рубеже 1850—1860 годов, М., 1972; Кирпотин В. Я., Философские и эстетические взгляды Салтыкова-Щедрина, М., 1957; Покусаев Е. И., Революционная сатира Салтыкова-Щедрина, М., 1963; Яковлев Н. В., «Пошехонская старина» М. Е. Салтыкова-Щедрина, М., 1958; Жук А.,Сатирический роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия», Саратов, 1958; Бушмин А. С.,Сатира Салтыкова-Щедрина, М. — Л., 1959; его же, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л., 1970; Прозоров В., О художественном мышлении писателя-сатирика, Саратов, 1965; Турков А., Салтыков-Щедрин, 2 изд., М.,1965; Мысляков В., Искусство сатирического повествования, Саратов, 1966; Николаев Д. Н., «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, в кн.: Три шедевра русской классики, М., 1971; Добровольский Л.М., Лавров В. М., М. Е. Салтыков-Щедрин в печати, Л., 1949; Добровольский Л. М., Библиография литературы о М. Е. Салтыкове-Щедрине. 1848—1917, М. — Л., 1961; Библиография литературы о М. Е.Салтыкове-Щедрине. 1918—1965. Сост. В. Н. Баскаков, М. — Л., 1966. С. А. Макашин Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|