|
Клод Анри Сен-Симон (Saint-Simon) де Рувруа (de Rouvroy)(17.10.1760, Париж, - 19.05.1826, там же), французский мыслитель, социолог, социалист. Потомок древнего аристократического рода, воспитанник Д'Аламбера. Будучи офицером французской армии, участвовал в войне за независимость США. Отсутствие систематического образования не помешало Сен-Симону создать ряд философских и социологических произведений, оказавших большое влияние на духовную жизнь 19 в. Согласно Сен-Симону, история - закономерный процесс, в котором эпохи плавного, "органического" развития чередуются с "критическими" эпохами политических и социальных потрясений. Конечная цель прогресса - создание (без революционного насилия, путём реформ) социальной системы, позволяющей наиболее полно удовлетворять потребности всех людей, максимально используя выгоды, даваемые науками, техникой, искусствами. Власть должна перейти к высшему органу, состоящему из талантливых учёных, предпринимателей, художников, которые будут руководить промышленным и культурным развитием страны сообразно продуманному плану. Каждый человек займёт место, отвечающее его способностям и призванию. Достижение гармонии интересов и единения людей немыслимо без целенаправленного воспитания. Оно призвано посвящать индивидов в принципы, которыми управляет общество; помогать постижению "социального назначения" личности, т.е. пробуждать чувства, объединяющие все воли в одну, внушать потребность в служении общему благу. Идеалы, связывающие все классы воедино, должны стать не просто убеждениями, но почти инстинктами. Предпочтение, отдаваемое Сен-Симоном чувственному восприятию "социальных норм" (более действенному, нежели рассудочное постижение), предполагало воздействие на человека преимущественно средствами искусств и "нового христианства" - религиозно-этической доктрины сен-симонизма. По Сен-Симону, воспитание - прерогатива "художников" и учёных, которые призваны обеспечить непрерывность и слаженность этого процесса. Образование неотделимо от воспитания и подчинено тем же целям. Совпадение или сходство нравственных норм и знаний, усвоенных всеми индивидами, обеспечивает прочность социальных уз. Единообразие содержания и методов обучения (наиболее эффективна, по Сен-Симону, система взаимного обучения), унификация учебников содействуют воцарению духовной общности, но не препятствует наивысшему расцвету способностей и дарований человека. Общество кровно заинтересовано во всемерном поощрении талантов, ибо они предопределяют его судьбу. Происхождение и достаток родителей не должны становиться помехой или давать привилегии. Особое значение Сен-Симон придавал образованию народных низов, именовавшихся им "пролетариями". Процветание страны зависело, по его мнению, не только от их материального благополучия, но и от их просвещённости, правильного понимания своего общественного предназначения. Свои соображения о реформе школ Сен-Симон представил "Обществу начального образования" (1816). Обучение детей обоего пола должно давать знания принципов организации общества и законов природы. "Положительные науки" (химия, физика, естествознание, математика) наряду с "общеполезными сведениями, относящимися к промышленности", и начатками изобразительных искусств и музыки составляют основу школьной программы. Надзор за системой образования желательно доверить крупнейшим физикам и математикам. По мысли Сен-Симона, педагогам следует учитывать законы формирования личности, в т. ч. "критические периоды". В 7-летнем возрасте у ребёнка наступает "кризис прорезывания зубов" и стремительное развитие памяти и чувств. К 14 годам в нём воспламеняются страсти, "влекущие к освобождению от родительской зависимости, образованию связей по собственному выбору". Физическое и нравственное развитие человека завершается в 21 год, когда он приобретает ясно выраженный индивидуальный характер. Наброски оригинальных педагогических замыслов, разрозненные идеи Сен-Симона впоследствии обобщили С. А. Базар, Б. П. Анфантен и другие его ученики, развившие в духе социализма представления Сен-Симона об идеальном строе и совершенной системе воспитания. Сочинения: Избр. соч., т. 1-2, М.-Л., 1948; Изложение учения Сен-Симона, М., 1961. Литература: Фрумов С. А., Соц.-пед. идеи сен-симонизма, СП, 1960, № 10; Кучеренко Г. С., Сен-симонизм в общественной мысли XIX в., М., 1975. К. М. Андерсон Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1996, с. 322. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|