|
Александр Иванович Герцен[25.03(06.04).1812, Москва, - 09(21).01.1870, Париж]. В 1833 г. окончил физико-математическое отделение Московского университета. В 1834 г. за участие в кружке вольномыслящей молодёжи был арестован и в 1835 г. выслан (Пермь, Вятка, Владимир). В 1839 г. вернулся в Москву, затем переехал в Петербург. В 1841-1842 гг. в ссылке в Новгороде. С июля 1842 г. жил в Москве, активно участвовал в идейно-философской борьбе, сотрудничал в "Отечественных записках". В 1847 г. уехал с семьёй за границу, жил во Франции, Швейцарии. С 1852 г. в Лондоне, где основал (1853 г.) Вольную русскую типографию. В 1855-1868 гг. издавал альманах "Полярная звезда", в 1857-1867 гг. совместно с Н. П. Огарёвым выпускал первую русскую революционную газету "Колокол". В обширном наследии Герцена нет специальных теоретических работ о воспитании, а из художественных произведений непосредственно к этой теме обращены повесть "Кто виноват?" (1841- 1846 гг.) и частично "Былое и думы" (1852- 1868 гг.). Однако в течение всей жизни Герцен живо интересовался педагогическими проблемами; его высказывания по вопросам воспитания и образования свидетельствуют о наличии продуманной педагогической концепции, которую он пытался реализовать и на практике - в отношениях с собственными детьми. Педагогические взгляды Герцена определялись его философскими (атеизм и материализм), этическими (гуманизм) и политическими (революционный демократизм) убеждениями. Представления Герцена об исключительно важной роли сознательной революционной деятельности личности обусловили его подход к проблеме воспитания, прежде всего, как к проблеме формирования нового человека, способного к осмыслению законов окружающей жизни, обладающего внутренней свободой. Рассматривая вопрос о роли условий воспитания в развитии человека, Герцен указывал на зависимость человека от среды, вместе с тем считал, что личность не просто принимает влияние среды, но и отвечает на него. Этот ответ может содержать в себе как "сочувствие", так и "противоречие". Занять такую свободную критическую позицию по отношению к общественным проблемам может человек, обладающий способностями и навыками духовного самоопределения. Поэтому в основе педагогической концепции Герцена лежит мысль о необходимости всестороннего и свободного развития личности. Любое воспитание - домашнее, школьное, университетское и др. должно исходить, прежде всего, из отношения к ребёнку как к личности самостоятельной с её индивидуальными особенностями и устремлениями и быть ориентировано на те качества, которые уже заложены в его характере и могут получить дальнейшее развитие. Воспитание, по Герцену, - сознательный, целенаправленный процесс формирования человека, способного к "сознательному деянию", одухотворённому труду и служению обществу, осуществляемый под руководством педагога. Важнейшую роль в этом играет образование, особенно изучение естественных наук, которое способствует выработке реалистического мировоззрения, трезвого (для Герцена - уверенного в невозможности "честного союза науки с религией") взгляда на жизнь. "Нам кажется почти невозможным без естествоведения воспитать действительное, мощное, умственное развитие, - писал Герцен, - никакая отрасль знаний не приучает так ума к твёрдому, положительному шагу, к смирению перед истиной, к добросовестному труду и, что ещё важнее, к добросовестному принятию последствий такими, какими они выйдут, как изучение природы" ("Публичные чтения господина профессора Рулье", 1845 г.). Естественнонаучное образование должно не загружать ум обилием фактов, а прежде всего учить молодых людей "спрашивать", развивать у них способности и вкус к самостоятельному мышлению, которое является необходимым условием любого активного действия. Герцен неоднократно обращался к проблемам естествознания ("Письма об изучении природы", 1845-1846 гг., и др.), написал 2 рассчитанные на детей и юношество работы, в которых популяризация естественнонаучных знаний тесно увязывалась им с задачей развития систематического и строго научного мышления молодых поколений ("Опыт бесед с молодыми людьми", 1858 г., "Разговоры с детьми", 1859 г.). Однако одностороннее увлечение естествознанием, как и вообще наукой, указывал Герцен, может сделать человека кабинетным "цеховым" учёным, далёким от запросов жизни ("Дилетантизм в науке", 1843). Полноценная личность не может быть воспитана в отрыве от других отраслей человеческого знания и деятельности - в противном случае существует опасность впасть в ремесленничество науки и за множеством фактов потерять общность дела. Осознать важнейшие цели выбранной деятельности, их связь с общими задачами своего времени молодым людям должен помочь, прежде всего, "мир человеческий, мир истории", т.е. приобретение молодыми людьми разносторонних гуманитарных знаний. Гуманитарное образование, считал Герцен, призвано не уводить молодёжь от реальной жизни, а, напротив, усиливать интерес к актуальным проблемам действительности. Для Герцена классическое образование - "эстетическая школа нравственности" ("Записки одного молодого человека", 1840-1841 гг.). С детских лет при помощи книг воспитывается нравственное чувство, формируются общественные идеалы. Целенаправленное систематическое разностороннее воспитание, утверждал Герцен, может осуществляться только педагогом, понимающим свою ответственность перед формирующейся личностью и придерживающимся передовых педагогических взглядов, соответствующих достижениям науки и философии. Особенно важным он считал умение подсказать воспитаннику пути и способы связи идеала с конкретной действительностью. В повести "Кто виноват?" Герцен показал, какую трагическую роль сыграло в судьбе его героя то, что он был воспитан честным и восторженным, но не понимавшим реальной жизни учителем. Позже размышления Герцена о педагогической ответственности отразились в главах "Былого и дум", посвящённых детству и юности автора. Много внимания этим проблемам уделял Герцен на страницах изданий Вольной русской типографии, где находили живой, страстный отклик факты и сообщения его корреспондентов, касавшиеся разного рода безнравственных и недостойных поступков преподавателей, воспитателей и вообще людей, имевших какое бы то ни было отношение к воспитанию молодёжи. Герцен понимал, что в условиях российской действительности высокие личные качества наставника далеко не всегда могут обеспечить успех его деятельности, так как неизбежно вступают в противоречие с системой официальной педагогики. Поэтому выступал против любых ущемлений просвещения, подчёркивая огромное значение преобразования школьной системы для будущего России. Особый интерес в связи с этим проявлял к положению в российских университетах. Университет, в представлении Герцена, развивает мышление, даёт подлинные знания и к тому же "учит столько же или ещё больше аудиторией, сколько кафедрой, юным столкновением, горячим обменом мыслей" ("Провинциальные университеты", 1861 г.). Мысли Герцена о воспитании человека, способного активно участвовать в преобразовании жизни, о развитии самостоятельности мышления сохраняют своё значение для отечественной педагогики. Литература: Теплов Б. М., Психологические взгляды Герцена, в сб.: Философские записки, т. 5, М., 1950; Зейлигер - Рубинштейн Е. И., Педагогические взгляды А. И. Герцена, Л., 1958; М., 1962; Соколов М. В., Теплов Б. М., Психологические идеи А. И. Герцена, «Вопросы психологии», 1962, № 2; Панибратцева 3. М., Взгляды Герцена на личность и ее развитие, "Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена", 1964, т. 254; Володин А. И., Проблема единства личного и общественного в творчестве А. И. Герцена, в кн.: Очерки истории русской этической мысли, М., 1976; Пирумова Н. М., А. Герцен - революционер, мыслитель, человек, М., 1989; Семенов В., Александр Герцен, М., 1989. Т. Н. Эйдельман Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 208-209. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|