|
Франсуа Мари Шарль Фурье (Fourier)(07.04.1772 г., Безансон, - 10.10.1837 г., Париж), французский мыслитель, утопист. Родился в купеческой семье, окончил среднюю школу, затем пополнял знания путем самообразования. Служил в торговых домах, в 1815 г., оставил службу, занимался литературной деятельностью. В своей социальной философии Фурье подверг разносторонней критике существующий общественный строй ("цивилизацию") и разработал план грядущего идеального строя ("гармонии") - свободной трудовой ассоциации, где все отношения и деятельность людей основаны на свободном влечении ("притяжении по страсти"). Фурье резко критиковал систему воспитания, основанную на насилии и наказаниях, не учитывающую склонностей и интересов детей и не дающую физического и трудового воспитания. Считал, что семейное воспитание не обеспечивает развития здоровых природных задатков ребенка, а, наоборот, способствует продолжению предубеждений и недостатков родителей. В своей "гармонии" Фурье наметил новую систему общественного воспитания, которое должно быть всеобщим и бесплатным, давать детям навыки индустриального труда, развивать их активность и коллективные чувства, готовить к общественной жизни. План Фурье предусматривал многообразную по своим формам организацию жизни подрастающего поколения от рождения и до зрелости. Большая роль отводилась самодеятельным детским объединениям. При этом выявилась определенная односторонность воспитательной системы Фурье, которая определялась полным подчинением учебных и воспитательных задач школы требованиям производства: общеобразовательные знания даются лишь в связи с потребностями, возникающими в процессе работы в мастерских. Не школа, а мастерские, кухня и опера, по мнению Фурье являются средствами воспитания детей. Дети уже с 3-4-летнего возраста начинают посещать мастерские, присматриваясь к работе старших, а с 5 лет выбирают себе понравившееся ремесло, выполняя маленькими инструментами посильные работы. Постепенно они переходят к полному овладению ремеслом. Воспитание на кухне, согласно Фурье, развивает в детях интерес к природе и сельскому хозяйству. Воспитание в опере содействует эстетическому развитию детей, развивая их слух, голос, умение согласовывать индивидуальные усилия с деятельностью коллектива, вырабатывает ритм, который очень важен в работе. Большое место в своих педагогических высказываниях Фурье уделял детским самоорганизациям - "маленьким ордам" и "маленьким бандам". В основу группировки детей по этим организациям положил склонности детей ("орды" - самоорганизации шумных, бойких, любящих копаться в грязи детей, "банды" объединяют детей тихих, любящих чистоту и красоту). Деятельность тех и других должна быть использована на общественно полезных работах в интересах коллектива. Педагогическая концепция Фурье не нашла полной практической реализации, однако многие его идеи об особенностях детского развития, несмотря на недооценку им семейного воспитания и учебной деятельности, явились ценным вкладом в развитие педагогической мысли. Литература: Водовозов Н., III. Фурье, M, 1923, Чувашев И. В., Фурье об общественном воспитании детей, Дошкольное воспитание, 1940, № 10; Зильберфарб И., Социальная философия Ш. Фурье и ее место в истории социалистической мысли первой половины XIX в., M., 1964; Василькова Ю. В., Фурье, M, 1978; её же, Педагогические взгляды Фурье, M., 1986. А. Н. Джуринский Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», т. 2, 1999, с. 532. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|