|
Александр Николаевич Радищев
[20(31).08.1749 г., Москва, -12(24).09.1802 г.,
Санкт-Петербург], писатель, философ. Родился в дворянской семье. Учился
в Германии, в Лейпцигском университете (1766-1770 гг.). В эти годы
началось увлечение Радищева философией. Он изучал труды представителей
европейского Просвещения, рационалистической и эмпирической философии.
После возвращения в Россию поступил на службу в Сенат, а позднее - в
Коммерц-коллегию. Радищев активно участвовал в литературной жизни:
опубликовал перевод книги Г. Мабли «Размышления о греческой
истории» (1773 г.), собственные литературные произведения
«Слово о Ломоносове»
(1780 г.), «Письма к другу, жительствующему в Тобольске»
(1782 г.), оду «Вольность» (1783 г.) и др. Все изменилось
после публикации в 1790 г. «Путешествия из Петербурга в
Москву». Радищев был арестован и объявлен государственным
преступником за свои "богомерзкие сочинения". Суд приговорил его к
смертной казни, замененной ссылкой "в Сибирь, в Илимский острог на
десятилетнее безысходное пребывание". В ссылке Радищев занимался
научными изысканиями, писал «Сокращенное повествование о
приобретении Сибири», «Письмо о Китайском торге»,
философский трактат 2О человеке, о его смертности и бессмертии»
(1790-1792 гг.). В 1796 г. император Павел I разрешил Радищеву
вернуться из Сибири и поселиться в своем калужском имении. В 1801 г.
император Александр I разрешил ему переезд в столицу. В последний год
жизни Радищев готовил ряд проектов ("О законоположении", "Проект
гражданского уложения" и др.), в которых обосновывал необходимость
ликвидации крепостных отношений и гражданских реформ. Философские
воззрения Радищева несут не себе следы влияния различных направлений
европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом реальности
и материальности (телесности) мира, утверждая, что "бытие вещей
независимо от силы познания о них и существует по себе". Согласно его
гносеологическим воззрениям, "основанием всего естественного познания
является опыт". При этом чувственный опыт, будучи главным источником
познания, находится в единстве с "опытом разумным". В мире, в котором
нет ничего "опричь телесности", свое место занимает и человек, существо
столь же телесное, как и вся природа. У человека особая роль, он, по
Радищеву, представляет собой высшее проявление телесности, но в то же
время неразрывно связан с животным и растительным миром. "Мы не унижаем
человека, - утверждал Радищев, - находя сходственности в его сложении с
другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с
ним законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?"
Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является
наличие у него разума, благодаря которому тот "имеет силу о вещах
сведому". Но еще более важное отличие заключается в способности
человека к моральным действиям и оценкам. "Человек - единственное
существо на земле, ведающее худое, злое", "особое свойство человека -
беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться".
Как моралист Радищев не принимал моральную концепцию "разумного
эгоизма", считая, что отнюдь не "себялюбие" является источником
нравственного чувства: "человек есть существо сочувствующее". Будучи
сторонником идеи "естественного права" и всегда отстаивая представления
о естественной природе человека ("в человеке никогда не иссякают права
природы"), Радищев в то же время не разделял намеченное Руссо
противопоставление общества и природы, культурного и природного начал в
человеке. Для него общественное бытие человека столь же естественно,
как и природное. По сути дела, между ними нет никакой принципиальной
границы: "Природа, люди и вещи суть воспитатели человека; климат,
местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов".
Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал
идеал нормального "естественного" жизнеустройства, видя в царящей в
обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание.
Такого рода "болезни" он находил не только в России. Так, оценивая
положение дел в рабовладельческих США, он писал, что "сто гордых
граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни
собственного от зноя и мрака укрова". В трактате «О человеке, о
его смертности и бессмертии» Радищев, рассматривая проблемы
метафизические, остался верен своему натуралистическому гуманизму,
признавая неразрывность связи природного и духовного начал в человеке,
единство тела и души: "Не с телом ли растет душа, не с ним ли мужает и
крепится, не с ним ли вянет и тупеет?". Одновременно он не без
сочувствия цитировал мыслителей, признававших бессмертие души (И. Гердера,
М. Мендельсона и др.). Позиция Радищева - это позиция не атеиста, а
скорее агностика, что вполне отвечало общим принципам его
мировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на
"естественность" миропорядка, но чуждого богоборчеству и нигилизму.
Литература: Лапшин И. И. Философские воззрения А. Н. Радищева.
Пг., 1922; Радищев А. Н. Сочинения, тт. 1-2. М. - Л., 1941; Радищев А. Н.
Избранные философские и общественно-политические произведения. М., 1952.
Источник
В фонде библиотеки имеются следующие
издания:
Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д.
Ушинского
Чтобы просмотреть карточку, кликните по
маленькому
изображению внизу
|
|
Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д.
Ушинского
|
|
|