Ломоносов Михаил Васильевич

Михаил Васильевич Ломоносов

[08(19).11.1711 г., село Денисовка Архангельской губернии, ныне село Ломоносово, - 04(15).04.1765 г., Петербург], первый русский учёный-естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, просветитель. Родился в семье крестьянина-помора. Стремясь получить образование, в 1730 г. отправился в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 г. в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был направлен в Петербург в Академический университет, а в 1736 г. командирован для продолжения образования в Германию, где учился сначала в Марбургском университете, а затем в университете г. Фрайбурга. По возвращении из-за границы (1742 г.) Ломоносов был назначен адъюнктом Академии наук по физическому классу, а в 1745 г. стал первым русским, избранным на должность профессора (академика).

Главным предметом научных работ Ломоносова в течение первых 10 лет были естественные науки, особенно химия, физика, металлургия, физическая география. С 1753 г. и до конца жизни Ломоносов работал в самых различных областях естественных и прикладных наук, занимался наряду с этим литературным творчеством, опубликовал несколько од и трагедий, а также ряд фундаментальных филологических трудов. В 1763 г. Ломоносов стал членом Академии художеств. В последние годы жизни научные работы Ломоносова были высоко оценены за пределами России. Почётный член Шведской (1760 г.) и Болонской (1764 г.) Академий наук.

Ломоносов был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний. Видя прогресс общества прежде всего в развитии наук и просвещения, Ломоносов много сил отдал борьбе за расширение Академии наук и улучшение её работы как учебно-научного учреждения. В должности советника канцелярии Академии наук (1757 г.) разработал план реорганизации управления Академии наук и проект её устава. По инициативе Ломоносова и его проекту при содействии И. И. Шувалова в 1755 г. был открыт Московский университет. Преподавание в нём началось на основе трудов Ломоносова по естествознанию, русской грамматике, риторике, поэтике. Ломоносов разработал "Штаты и регламенты" для университета и университетских гимназий. Предложения Ломоносова способствовали организации учебного дела в Академии наук: в университете были учреждены факультеты, назначены профессора, началось систематическое чтение лекций, в гимназиях введена должность инспектора, назначены преподаватели из числа адъюнктов Академии наук. Проведённые по его плану демократические преобразования увеличили втрое число учащихся гимназий за счёт расширения фондов казённого содержания и постройки общежития. "Регламентами" определялись отношение гимназистов к учению, их поведение, внешний вид. Если гимназия была призвана приучать воспитанников "к правильному образу мышления", то главная обязанность гимназистов - "к наукам простирать крайнее прилежание".

Основой обучения Ломоносов считал родной язык. В академической гимназии Ломоносов учредил особые классы по изучению русского языка. До Ломоносова учебники устного и письменного красноречия составлялись либо на церковно-славянском языке, либо на латыни. В 1743 г. Ломоносов написал "Краткое руководство к риторике" на русском языке. Изданная в 1748 г. "Риторика" Ломоносова была первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. На основе "Риторики", отражающей многие теоретические вопросы развития отечественной литературной речи и письма, впоследствии были написаны учебники по русскому красноречию. Перу Ломоносова принадлежит первый научный труд по грамматике русского языка - "Российская грамматика" (1755 г., опубликовано в 1757 г.). Выдержавшая 11 изданий, переведённая на немецкий, французский, греческий языки, эта работа получила самое широкое распространение в русской школе 2-й половины 18-го века. В "Предисловии о пользе книг церковных в российском языке" (1758 г.) обосновал возможность развития русского литературного языка на основе сочетания церковно-славянского и русских народных элементов, обусловившего разграничение литературных стилей ("высокий", "средний" и "низкий" слог). Большую роль в становлении грамматических норм сыграло собственное литературное и естественно-научное творчество Ломоносова.

Ломоносов добивался переводов на русский язык многих учебных пособий. Переведённая им с латинского языка "Волфианская экспериментальная физика" (1746 г., 1760 г.) была первым на русском языке учебником физики для высших школ. Целям обучения служили и собственные труды Ломоносова по химии "Элементы математической химии" (1741 г.), "Введение в истинную физическую химию" (1752 г.), "Опыт физической химии, часть первая, эмпирическая" (1752-1753 гг.) и др.

Одной из существенных частей образования, дающей "младым - старых разум", Ломоносов считал историю, патриотические задачи которой сформулировал в "Посвящении к "Истории Российской" В. Н. Татищева" (1749 г.). В результате систематического изучения подлинных исторических документов Ломоносов издал "Краткий российский летописец с родословием" (1760 г.), представлявший собой перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно, и "Древнюю российскую историю от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года" (ч. 1-2, 1766 г.), в которой выступил с критикой норманской теории, утверждая самобытное происхождение русской культуры и государственности.

Просветительская деятельность Ломоносова не ограничивалась рамками Академии наук. Он предложил проект создания в Петербурге отделения университета, не входящего в Академию наук, выдвинул идею открытия университета в Киеве, участвовал в создании Академии художеств в Петербурге, обосновал необходимость учреждения гимназий в губернских городах. Однако главную роль в осуществлении просветительских замыслов Петра I Ломоносов отводил Академии наук. Важнейшим направлением её деятельности он считал создание условий для воспитания отечественных учёных. "За то терплю, - писал Ломоносов перед смертью, - что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы научились россияне, чтобы показали свое достоинство".

Литература: Билярский П. С., Материалы для биографии Ломоносова, СПб, 1865; Меншуткин Б. Н., Жизнеописание М. В. Ломоносова, М. - Л., 1947; Ломоносов. Сборник статей и материалов, т. 1 - 5, М. - Л., 1940-1961; Бобровникова В. К., Педагогические идеи и деятельность М. В. Ломоносова, М., 1961; Кулябко Е. С., М. В. Ломоносов и учебная деятельность Петербургской Академии наук, М. - Л., 1962; Перевалова Л. А., Педагогические взгляды М. В. Ломоносова, М., 1964; Павлова Г. Е., Федоров А. С., М. В. Ломоносов, М., 1986; Михайло Ломоносов. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем, М., 1989; Лебедев E. H., Ломоносов, М., 1990.

П. А. Лебедев

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. —М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 528-529.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу