Иван Петрович Павлов

Иван Петрович Павлов

[14(26).09.1849 г., Рязань, - 27.02.1936 г., Ленинград], физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, академик Академии наук СССР (академик Петербургской Академии наук с 1907 г.), лауреат Нобелевской премии (1904 г.).

Окончил Рязанское духовное училище (1864 г.). Отказавшись от духовной карьеры, поступил в 1870 г. на юридический факультет, но вскоре перешёл на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, по окончании которого (1875 г.) поступил на 3-й курс Медико-хирургической академии (с 1881 г. Военно-медицинская академия - BMA). Окончил академию в 1879 г. В 1884-1886 гг. работал в Германии. С 1890 г. профессор BMA, в 1896-1924 гг. заведующий кафедрой физиологии. С 1890 г. заведующий физиологической лабораторией при Институте экспериментальной медицины. В 1921 г. за подписью В. И. Ленина был издан декрет о создании наиболее благоприятных условий для научной работы Павлова. С 1925 г. директор Института физиологии Академии наук СССР.

Учение Павлова о высшей нервной деятельности развивало идеи И. М. Сеченова. Руководящим для Павлова являлось представление о рефлекторной саморегуляции жизнедеятельности организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. Центральную роль в саморегуляции выполняет нервная система (принцип нервизма). Начав с исследований по физиологии кровообращения и пищеварения, приобретших мировую известность, Павлов в начале 20 века создал учение о высшей нервной деятельности, отличавшееся строго причинным объяснением механизмов и закономерностей поведения живых существ. Основное понятие этого учения - условный рефлекс - Павлов определял как элементарное явление жизнедеятельности, интегрирующее в себе как физиологическое, так и психическое. Тем самым преодолевалась дуалистическая трактовка поведения, которое рассматривалось, таким образом, как целостный процесс, реализующий взаимодействие организма и среды. Преобразованное Павловым понятие о рефлексе позволило объяснить приобретение организмом новых форм поведения (научение), основу которого составляет выработка временных связей в коре больших полушарий головного мозга. Возникая на основе прирождённого безусловного рефлекса, условный рефлекс обеспечивает приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды.

Работами Павлова и его научной школы были экспериментально установлены правила образования условного рефлекса и выявлена лежащая в его основе динамика нервных процессов (возбуждение, торможение, иррадиация, концентрация, взаимная индукция и др.). Преобразовав традиционные представления об органах чувств, Павлов выдвинул учение об анализаторах как целостных органах, обеспечивающих вычленение во внешней среде значимых для организма раздражителей, которые выполняют функцию сигналов, несущих информацию об этой среде. Под анализатором понимался целостный нервный "прибор", включающий в себя как периферический орган (рецептор), так и проводящие нервные пути и центральные отделы головного мозга. Это позволило дать новую трактовку локализации функций в коре больших полушарий и изучить характер выработки в ней связей между различными нервными центрами. Специальному исследованию в школе Павлова подвергнуты взаимоотношения между корой головного мозга и подкорковыми центрами, что позволило выявить роль инстинктивных и эмоциональных факторов в организации поведения. Экспериментальное изучение эмоций было рассмотрено также в связи с нарушением баланса между возбуждением и торможением ("сшибка" нервных процессов) и ломки так называемого динамического стереотипа, то есть прочно сложившейся системы условно-рефлекторных связей. Определяя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, Павлов выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову как "сигналу сигналов" мозг отражает реальность в обобщённой форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения. Павлов выдвинул также учение о типах высшей нервной деятельности, которые понимались как основанные на определённом сочетании свойств нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность) устойчивые индивидуальные "картины поведения", соотносимые с 4 типами темперамента. Стремясь определить своеобразие специфически человеческих типов высшей нервной деятельности, Павлов выделил художественный тип, для которого характерно преобладание чувственных образов, и мыслительный тип, которому свойственно преобладание абстрактных понятий.

Поставив своей задачей создание нового учения о поведении, Павлов первоначально назвал его "экспериментальной психологией", однако впоследствии отказался от этого термина, считая, что задачей психологии является изучение субъективного мира человека. Тем не менее открытие условных рефлексов как механизма построения новых форм поведения оказало значит, влияние на мировую психологическую мысль. В США учение Павлова стало одним из источников бихевиоризма, с которым Павлов впоследствии полемизировал. В Советской России труды Павлова стимулировали выдвижение новых идей в исследованиях психических функций (в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и др.). Павлов неоднократно подчёркивал важность союза физиологии с психологией, наиболее прогрессивным направлением которой он считал ассоцианизм.

В 20-х гг. Павлов резко критиковал, в том числе в открытых выступлениях, политические репрессии в Советской России, в том числе по отношению к научным работникам.

В 1950 г. по личному указанию И. В. Сталина была проведена специальная сессия Академии наук и Академии медицинских наук СССР (так называемая павловская сессия), где под предлогом развития учения Павлова была учинена расправа над выдающимися, но не угодными партократии физиологами (Л. А. Орбели, И. С. Бериташвили, Н. А. Бернштейн и др.). Само учение Павлова было догматизировано и из него вытравлен присущий ему творческий дух.

Учение Павлова о типах высшей нервной деятельности, развитое в отечественной школе дифференциальной психофизиологии (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, В. С. Мерлин и др.), имело важное психолого-педагогическое значение, поскольку, в частности, намечало новые подходы к психодиагностике, позволяя с помощью объективных экспериментальных методов определять индивидуальные различия между людьми. На основе учения Павлова разрабатывался широкий круг педагогических проблем, в особенности связанных с выработкой навыков, развитием памяти, внимания (ориентировочный рефлекс), динамики познавательных и эмоциональных процессов.

Сочинения: Полное собрание сочинений, т. 1-6, М., 1951-1952.

Литература: Анохин П. К., И. П. Павлов. Жизнь, деятельность и научная школа, М. - Л., 1949; Библиография трудов И. П. Павлова и литература о нем, под ред. Э. Ш. Айрапетьянца, М. - Л., 1954; И. П. Павлов в воспоминаниях современников, Л., 1967; Воронин Л. Г., И. П. Павлов и современная нейрофизиология, М., 1969; Асpатян Э. А., И. П. Павлов, M., 1981.

М. Г. Ярошевский

Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 102-103.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского