|
Николай Александрович Бернштейн[24.10(05.11).1896 г., Москва, - 16.01.1966 г., там же] - физиолог, член-корреспондент Академии медицинских наук СССР. Создатель нового направления исследований - физиологии активности. Окончил медицинский факультет (1919 г.), а затем прослушал курс математического факультета Московского университета. В 1922 г. организовал лабораторию биомеханики в Центральном институте труда; впоследствии подобные лаборатории были им организованы во Всесоюзном институте экспериментальной медицины, в Центральном НИИ физкультуры и др. С помощью разработанных новых методов исследования Бернштейн изучал движения человека. Анализ полученных результатов позволил Бернштейну сформулировать положение о том, что приобретение моторного навыка обусловлено не простым повторением, а выработкой умения каждый раз заново решать двигательную задачу. Бернштейн экспериментально показал, что движение направляется так называемой моделью потребного будущего, которая строится мозгом на основе информации о текущей ситуации и прежнем опыте, однако не носит строго фиксированного характера, так как организм постоянно стоит перед необходимостью вероятностного прогноза и выбора наиболее эффективных путей достижения цели. Создав программу поведения, организм постоянно корректирует её в соответствии с особенностями внешней среды. Это позволяет активно перестраивать поведение по принципу обратной связи, благодаря чему оно, согласно Бернштейну, носит характер рефлекторного кольца, в отличие от традиционной схемы рефлекторной дуги. По Бернштейну, непрерывное цикличное взаимодействие организма со средой осуществляется на различных уровнях построения движений. Эта концепция представляет собой попытку раскрыть механизм прогнозирования действия, его психического моделирования, создания образа предстоящего действия - того представления, которое в дальнейшем направляет и контролирует выполнение этого действия. Изучение моторики людей с различными поражениями нервной системы позволило Бернштейну принципиально изменить представление о локализации функций в нервной системе и предложить эффективные приёмы восстановления нарушенных функций. Идеи Бернштейна были использованы при конструировании ряда технических устройств, управляемых на основе ЭВМ. Новое научное направление - физиология активности, а также общая теория построения движений, разработанные Бернштейном, оказали влияние на развитие ряда наук, в том числе психологии и спортивной педагогики. Педагогическое приложение концепции Бернштейна весьма продуктивно во всех сферах, где необходимо формирование двигательных навыков. Литература: Бассин Ф. В., О подлинном значении нейрофизиологических концепций Н. А. Бернштейна, Вопросы философии, 1967, № 11; Human motor actions: Bernstein reassessed, Amst. - [a. o.], 1984. И. M. Фейгенберг Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 82-83. В фонде библиотеки имеются следующие издания:
|