Сергей Леонидович Рубинштейн

Сергей Леонидович Рубинштейн

[06(18).06.1889 г., Одесса, - 11.01.1960 г., Москва], психолог и философ, доктор педагогических наук (1937 г.), профессор (1937 г.). Первый среди советских психологов член-корреспондент Академии наук СССР (1943 г.), действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1945 г.). Высшее образование получил в 1909-1913 гг. в Германии в университетах Фрайбурга, Берлина и Марбурга. В защищённой им в Марбурге докторской диссертации был заложен основной принцип его дальнейших научных изысканий - использование философских методов в конкретных общественных, в том числе психолого-педагогических, науках. С 1915 г. преподавал в частных гимназиях Одессы. С 1919 г. доцент Новороссийского университета там же. Заведовал кафедрами психологии в Одесском институте народного образования (1921-1930 гг.), Ленинградском государственном педагогическом институте (1930-1942 гг.). В 1942-1945 гг. директор Института психологии в Москве (ныне Психологический институт РАО). В 1942 г. создал и возглавил кафедру психологии в МГУ, в 1945 г. - сектор психологии в Институте философии Академии наук. Деятельность Рубинштейна как организатора исследовательских коллективов способствовала утверждению психологии как важной общественной науки. Автор книги "Основы общей психологии" (1940 г.; 1946 г.; несколько переизданий; Государственная премия СССР, 1942 г.) – наиболее фундаментального обобщающего труда по психологии в России в 20 в. В конце 40-х гг. в ходе кампании борьбы с космополитизмом труды Рубинштейна были подвергнуты тенденциозной критике, изъяты из библиотек, а сам Рубинштейн отстранён от всех должностей (см.: Плотников П. И., Очистить советскую психологию от безродного космополитизма, Советская педагогика, 1949, № 4; Страницы истории: о том, как был уволен С. Л. Рубинштейн, Вопросы психологии, 1989, № 4). Восстановлен в правах после 1954 г. Один из основателей журн. "Вопросы психологии" (1955 г.). В 50-х гг. последовательно отстаивал статус психологии как самостоятельной науки, несмотря на попытки её дискредитации на объединённой ("павловской") сессии Академии наук и Академии медицинских наук (1950 г.).

Рубинштейн создал оригинальную философско-психологическую концепцию человека, его деятельности и психики, явился основоположником деятельностного подхода в психологопедагогической науке, получившего благодаря его работам, а также трудам А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, А. А. Смирнова, Б. Г. Ананьева и других широкое признание. (Термин "деятельностный подход" стал употребляться уже после смерти Рубинштейна. Сам он использовал термины "принцип творческой самодеятельности", а позднее - "принцип единства сознания и деятельности".) В 1922 г. в статье "Принцип творческой самодеятельности. (К философским основам современной педагогики)" (см.: Вопросы психологии, 1986, № 4) Рубинштейн отметил, что личность не просто проявляется в деятельности, но в ней формируется. В соответствии с этим Рубинштейн подчёркивал необходимость замены образования как восприятия готовых результатов и копирования данных образцов "системой, основа и цель которой - развитие творческой самодеятельности".

В 30-40-х гг. разработал систему психологии на основе принципа единства сознания и деятельности. Субъектом этого единства является личность; в её деятельности выделены основные компоненты в их взаимосвязях: мотивы, цели, действия, операции и т. д. Действие - это "единица" деятельности. Практическое действие - первичная форма мышления. По Рубинштейну, деятельность выступает в качестве поведения, когда в ней главным становится отношение к моральным нормам; "единица поведения" - поступок.

С конца 40-х гг. в деятельности и других видах активности субъекта Рубинштейн вычленил в качестве их главного регулятора психическое как процесс в соотношении с его продуктами (понятиями, чувствами и т. д.). Такой процесс - основной способ существования психического. Например, мышление - это не только деятельность субъекта (включающая мотивы, цели, умственные операции и т. д.), но и протекающий внутри неё пластичный процесс анализа, синтеза и обобщения, выявления проблемной ситуации, превращения её в задачу и т. д. Созданная Рубинштейном и его последователями теория мышления стала методологической основой исследований закономерностей умственного воспитания (усвоения знаний, формирования способностей на основе задатков в процессе деятельности и т. д.), помогла обоснованию и внедрению проблемного обучения, а также метода формирующего эксперимента ("изучать ребёнка, обучая его").

Обобщая эти исследования, Рубинштейн с конца 40-х гг. разрабатывал оригинальный общефилософский принцип детерминизма: внешние причины, влияния (в том числе педагогические) действуют только через внутренние условия, составляющие основание развития. По Рубинштейну, ребёнок - не просто объект педагогического воздействий, а активный их преобразователь и соучастник, субъект обучения и самообучения.

На основе своего принципа детерминизма в философско-психологическом труде "Бытие и сознание" (1957 г.) Рубинштейн систематически разработал систему категорий бытия, человека, субъекта и объекта, материального и идеального, сознания и бессознательного, психического и физиологического и т. д. Он раскрыл различие и взаимосвязь между бытием и объектом, между бытием и материей, показав неправомерность сведения бытия к материи. Исследовал также проблемы эмоций, памяти, восприятия, речи и др.

Научное наследие Рубинштейна - одна из важных теоретических основ современных процессов гуманизации образования, индивидуализации процесса обучения, творческого сотрудничества педагогов и учащихся.

Сочинения: Основы психологии, М., 1935; Психология и педагогика (о путях психол. исследования), Советская педагогика, 1941, № 7-8; Психологическая наука и дело воспитания, Советская педагогика, 1945, № 7; О мышлении и путях его исследования, М., 1958; Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Проблемы общей психологии, М., 1973,1976.

Литература: Ананьев Б. Г., Творческий путь С. Л. Рубинштейна, Вопросы психологии, 1969, № 5; Бpушлинский А. В., Проблемы обучения и мышления в трудах С. Л. Рубинштейна, там же; его же, С. Л. Рубинштейн - родоначальник деятельностного подхода в психол. науке, Психологический журнал, 1989, № 3; Абульханова – Славская К. А., Брушлински й A. B., Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна, М., 1989; Ильницкая И. А., Учение С. Л. Рубинштейна и проблемы педагогической практики, Вопросы психологии, 1989, № 3; Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы, М., 1989; Якиманская И. С., У истоков педагогической психологии, Советская педагогика, 1989, № 8; Pауne T. R., S. L. Rubinstein and philosophical foundations of Soviel psychology, Dordrecht, 1968; Matthäus W., Sowjetische Denkpsychologie, Göttingen, 1988.

А. В. Брушлинский

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 612-613.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского