|
Анатолий Александрович Смирнов(05.11.1894, Руза, Московская обл. – 24.05.1980) - российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, теории и истории психологии. Доктор психологических наук (1951 г.), профессор (1949 г.). Член-корреспондент (1944 г.) и действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1947 г.), с 1968 г. - действительный член Академии педагогических наук СССР. Был членом Президиума АПН РСФСР (1950-1964 гг.), исполняющим обязанности вице-президента АПН РСФСР (1958- 1959 гг.). Президент общества психологов СССР (1957-1963 гг.). В 1955-1958 гг. и 1965-1980 гг. - главный редактор журнала «Вопросы психологии». Заслуженный деятель науки РСФСР (1958 г.). Окончил историко-филологический факультет Московского университета. С 1920 г. по 1923 г. работал в Психологическом институте (ныне ПИ РАО), одновременно (1921-1924 гг.) преподавал психологию в Академии социального воспитания. В течение последующих нескольких лет работал в различных московских вузах, в том числе в 1927-1930 гг. - в маскировочном отделе Инженерно-технического полигона Рабоче-крестьянской Красной армии, где занимался исследованиями психологии восприятия. С 1930 г. по 1980 г. снова работал в НИИ Общей и прикладной психологии; в 1950 г. защитил там докторскую диссертацию «Психология запоминания»; с 1945 г. по 1973 г. являлся его директором. Научная работа Смирнова развивалась в трех основных направлениях: экспериментальное исследование проблем памяти; возрастная и педагогическая психология; история психологии. В историко-теоретических работах Смирнова содержится обоснование отражательной природы психики, показана роль идеи активного отражения для понимания ее функционирования. Анализируя ход развития психологической мысли в России, начиная с XVIII века, Смирнов показал сложность становления психологии как научной дисциплины, обобщил и систематизировал основные достижения психологии в СССР по разным отраслям и направлениям («Развитие и современное состояние психологической науки в СССР», 1975 г.). В экспериментальных исследованиях памяти центральное место занимала проблема психологии запоминания; были изучены особенности и условия наиболее успешного осуществления произвольного и непроизвольного запоминания, роль повторения при заучивании. Под руководством Смирнова исследовалось также соотношение образной и словесно-логической памяти, ее возрастные и индивидуальные особенности, типологические различия в уровне развития мнемических процессов, возможности формирования логической памяти на ранних ступенях возрастного онтогенеза. Опираясь на экспериментальные данные, Смирнов развивал концепцию памяти в русле принципа единства психики и деятельности. Практическое значение исследований Смирнова связано с организацией учебной деятельности и выявлением резервов интеллектуального развития ребенка («Проблемы психологии памяти», 1966 г.; «Развитие памяти» //Психологическая наука в СССР, т.1, 1959 /под ред. Смирнова; «Возрастные и индивидуальные различия памяти», М., 1967; «Развитие логической памяти у детей», М., 1967). В области возрастной психологии был проведен анализ закономерностей детского развития (умственного, нравственного, эстетического) с точки зрения принципа развития и целостности изучения, дана обобщенная характеристика детей разных возрастных периодов (от раннего детства до ранней юности) («Психология ребенка и подростка» , 4-е изд. 1930) В работах по педагогической психологии рассмотрены основные теоретические вопросы психологии обучения и психологии воспитания: единство воспитания, обучения и развития; ведущая роль воспитания в развитии; тесная координация задач обучения и воспитания; трактовка проблемы психологии воспитания как центральной проблемы личности. На этой основе наметил пути исследования ряда конкретных проблем (усвоение понятий, закрепление знаний и др.). Особое место в исследованиях Смирнова занимали вопросы психологии трудового обучения, в частности психологической подготовки к труду («Психология профессий», М., 1927; «Вопросы психологии обучения труду в школе»/под ред. Смирнова, 1968.). Под редакцией и при авторском участии Смирнова вышел ряд учебных пособий по психологии. Он - инициатор создания серии «Основы психологии» и автор одного из ее томов (1975 г.). Основные научные работы Смирнова изданы в «Избранных психологических трудах» , 1-2, М., 1987. А. А. Никольская Источник:История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 432-433. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|