|
Борис Михайлович Теплов
[09(21).10.1896 г., Тула, - 28.09.1965 г., Москва], психолог, действительный член АПН РСФСР (1945 г.), доктор педагогических наук (1940 г.), профессор (1933 г.), заслуженный деятель науки РСФСР (1957 г.). Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1921 г.). В 1921-1933 гг. - в научных учреждениях Красной Армии (Научно-испытательный институт маскировки и др.). С 1929 г. в Психологическом институте в Москве (в 1933-1935 гг. и в 1945-1952 гг. заместитель директора). В 1949-1951 гг. заведующий кафедрой психологии МГУ. В 1958-1965 гг. главный редактор журнала "Вопросы психологии". В 1964-1965 гг. член Президиума АПН РСФСР.
В начале научной деятельности (конец 20-х - начало 30-х гг.) Теплов занимался преимущественно изучением проблем зрительных ощущений и восприятий, в частности в их прикладном аспекте, применительно к задачам военной маскировки. Впоследствии в круг его научных интересов вошли и проблемы слухового восприятия. На этой основе Теплов провёл исследование музыкального творчества и восприятия музыки ("Психология музыкальных способностей", М. -Л., 1947). Согласно Теплову, музыкальность как совокупность способностей представляет собой единство эмоциональной отзывчивости на музыку и специальных особенностей слухового восприятия. Теплов показал, что основа музыкальной способности - "ладовое чувство", "способность к слуховому представливанию", "музыкально-ритмическое чувство" - могут находиться в разных соотношениях между собой, что обусловливает ту или иную структуру музыкальности, её своеобразие. Теплов, раскрывая сложную, опосредованную зависимость развития психических свойств от природных задатков, отмечал, что способности человека общественно-исторически обусловлены - они развиваются в конкретных видах деятельности под влиянием воспитания и обучения. При этом Теплов подчёркивал, что способности коренятся в личности, несут на себе печать индивидуальности.
В годы Великой Отечественной войны Тепловым было выполнено исследование "Ум полководца" (1943 г.); книга была многократно переиздана (в т. ч. в 1990 г.) и не утратила научного значения. Это исследование посвящено общим умственным способностям, качествам ума, необходимым для определённого вида практической деятельности; раскрываются такие черты, как "схватывание" целого при одновременном внимании к деталям, умение находить быстрое решение, способность к предвидению и др. В труде получили конкретное воплощение важные для психологической науки принципы изучения психики в деятельности личности.
В 50-60-х гг. научная деятельность Теплова была связана с разработкой психофизиологического подхода к изучению индивидуальных различий. Он теоретически обосновал большую исследовательскую программу, творчески разрабатывая идеи И. П. Павлова о свойствах типов нервной системы. Теплов показал, что помимо различий, относящихся к содержательной стороне психической жизни, люди различаются и по формальным, или динамическим, особенностям поведения (например, по степени энергичности действий, по скоростным характеристикам). Некоторые из таких особенностей обладают высокой устойчивостью, проявляются в разнообразных ситуациях и зависят непосредственно от свойств нервной системы. Систематические экспериментальные исследования, проводившиеся под руководством Теплова (материалы представлены в пяти сборниках "Типологические особенности высшей нервной деятельности человека", М., 1956-1967), привели к выводам о ценности разных полюсов одного и того же типологического свойства (силы - слабости, подвижности - инертности); индивидуальные различия предстали как варианты, каждый из которых имеет свои достоинства. Теплов показал, что изучение природных свойств нервной системы даёт возможность объяснения некоторых индивидуально-психологических особенностей и выработки индивидуального подхода к человеку. Тем самым были заложены основы новой отрасли науки - дифференциальной психофизиологии, дальнейшее развитие которой связано с именем ближайшего ученика Теплова - В. Д. Небылицына.
Труды Теплова внесли важный вклад в развитие многих отраслей психологической науки: в общую, педагогическую, военную и инженерную психологию, а также в историю психологии. Теплов - крупный организатор науки, деятель психологического образования. Популяризации психологии содействовал его учебник для средней школы, выдержавший 8 изданий и переведённый на многие иностранные языки ("Психология", М., 1946, 1954).
Литература: Небылицын В. Д., Б. М. Теплов как теоретик дифференциальной психофизиологии, Вопросы психологии, 1966, № 5; Психология и психофизиология индивидуальных различий. [Сб. ст. К 80-летию со дня рождения Б. М. Теплова], под ред. А. А. Смирнова, М., 1977; Тутунджян А. О., Умрихин В. В., Полный список трудов Б. М. Теплова, Вопросы психологии, 1979, № 5; Лейтес Н. С., Б. М. Теплов и психология индивидуальных различий, Вопросы психологии, 1982, № 4; Ярошевский М. Г., Умрихин В. В., Формирование школы Б. М. Теплова как исследовательского коллектива, Вопросы психологии, 1983, № 1; Умрихин В. В., Развитие современной школы дифференциальной психофизиологии, М., 1987.
Н. С. Лейтес
Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. —М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 429.
В фонде библиотеки имеются следующие
издания:
|
|