Пётр Фёдорович Каптерев

Пётр Фёдорович Каптерев

[07(19).07.1849 г., село Клёново, ныне в Подольском районе Московской области, - 07.09.1922 г., Воронеж], педагог и психолог, профессор (1912 г.). После окончания (1872 г.) Московской духовной академии преподавал логику, дидактику, психологию, педагогику, историю педагогики и другие дисциплины в средних и высших учебных заведениях Петербурга, в том числе в частных женских гимназиях, женском Педагогическом институте, в Психоневрологическом институте, а также на курсах: Фребелевских и при Петербургском учебном округе. Активную преподавательскую работу и службу по Мариинскому ведомству (1885-1917 гг.) сочетал с общественно-педагогической деятельностью в Педагогическом музее военно-учебных заведений, в Петербургском педагогическом обществе, Фребелевском обществе, Петербургском комитете грамотности (золотая медаль в 1892 г. за "Дидактические очерки"). Активно участвовал в организации и проведении Всероссийских съездов по педагогической психологии (1906, 1909 гг.), экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916 гг.), семейному воспитанию (1912-1913 гг.).

В петербургский период (1872-1918 гг.) разрабатывал проблемы дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории, русской педагогики, педагогической психологии. Выступил в защиту общественных дошкольных учреждений и теоретически обосновал их роль в формировании личности гражданина, сформулировал главные принципы взаимоотношений между детским садом и семьёй, разработал основы семейного воспитания. Под редакцией Каптерева издана "Энциклопедия семейного воспитания и обучения" (1898-1910 гг., 59 выпусков; автор 10 выпусков). 1-й Всероссийский съезд по семейному воспитанию, организованный Каптеревым, способствовал развитию общественной педагогической мысли и распространению прогрессивных форм и методов воспитания. В научных работах Каптерев рассматривал проблемы интенсификации умственного развития детей раннего возраста, их общественно-нравственное развитие, значение игр и игрушек в становлении детской личности, роль нравственного и физического закаливания ребёнка.

Каптерев разрабатывал проблемы теории общего образования, определил сущность и содержание образовательного процесса, формы и методы общего образования. Общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Обосновал необходимость вариативности общеобразовательных школ, дифференциации учебных курсов и всей структуры учебного процесса, а также целесообразность деления школ на классы, исходя из положения о существовании различных "типов ума" (продуктивный, непродуктивный, смешанный) и соответственно жизненных призваний юношества. Выделил признаки хорошего урока и правильного метода обучения, обращая особое внимание на эвристический способ преподавания.

Выдвинул идею автономности педагогического процесса, свободного от давления государства и церкви. Необходимыми условиями такой свободы считал школьное самоуправление, независимость педагогического персонала, то есть сосредоточение руководства школой в руках педагогического совета, а не директора, свободу союзов и собраний для учительства, улучшение материального и правового положения педагогов. С этих позиций разработал вопросы теории педагогического процесса, выявил его роль в формировании личности свободного гражданина и общественного деятеля. По Каптереву, общечеловеческое содержание педагогического идеала должно преобладать над "народными" ценностями, которые различны для каждого сословия. Анализировал соотношение биологического и общественного, возрастного и индивидуального в воспитании и образовании.

Исследовал важнейший период в истории отечественной педагогики и школы - судьбу народного образования в России после отмены крепостного права (1861 г.), охарактеризовал общие периоды развития русской школы и педагогики за время существования Российского государства, проанализировал источники движения теории и практики школьного воспитания и всей системы народного образования, указал причины этого движения - борьбу консервативно-правительственной "педагогики" с прогрессивной общественной педагогикой. С демократических позиций критиковал политику самодержавия в области народного образования и существовавшую систему школ. Эта же позиция определяла его отношение к педагогическому наследию К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, С. А. Рачинского и других педагогов 2-й половины 19 века.

С 1921 г. профессор Воронежского университета и Института народного образования, после преобразования которого в педагогический факультет университета (1922 г.) стал его первым деканом. Одновременно заведовал педагогическим техникумом. В ряде статей, опубликованных в журнале "Педагогическая мысль" (1918-1922 гг.), - "О школьном самоуправлении и о школьной дисциплине", "Педагогика и политика", "Педагогическое образование" и др. - изложил свою программу обновления общего образования в России. Подчёркивая активный характер педагогики, утверждал, что она учит знанию ради действия. Однако, несмотря на естественную связь педагогики с политикой, обусловленную, по Каптереву, общественным характером человеческого бытия, полагал, что школа должна быть вне влияния политических партий, а учителю в своей работе следует руководствоваться педагогическими, а не политическими задачами. В условиях борьбы различных партий, в определённой степени дезорганизующей жизнь школы, Каптерев придавал особое значение дисциплине, основанной на целесообразной системе школьного самоуправления. Эти идеи Каптерева определялись его прежней педагогической концепцией, в которой ведущая роль отводилась универсальным, общечеловеческим началам в воспитании.

Сочинения:

Литература: Лебедев П. А., Общественно-педагогическая деятельность П. Ф. Каптерева в годы Советской власти, Советская педагогика, 1974, № 8; его же, Вопросы методологии истории русской и всеобщей педагогики в трудах П. Ф. Каптерева, Советская педагогика, 1983, № 4.

П. А. Лебедев

Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 417.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского