|
Николай Иванович Пирогов[13(25).11.1810, Москва, - 23.11(05.12).1881, с. Вишня, ныне в черте Винницы], анатом, хирург, педагог, обществ, деятель, член-корреспондент Петербургской АН (1846). В 1828 окончил медицинский факультет Московского университета, готовился к профессуре (1828-1832) при Дерптском университете, затем на 2 года был направлен в Германию (Берлин, Гёттинген) для научного и профессионального совершенствования. С 1836 профессор Дерптского университета, с 1841 - Медико-хирургической академии в Петербурге. Был организатором помощи раненым в военных действиях на Кавказе (в 1847) и в период Крымской войны (1854-1855). С 1856 занимал должность попечителя Одесского учебного округа, с 1858 - Киевского. С последнего поста уволен в марте 1861. В 1862-1866 руководил занятиями молодых учёных, направленных для подготовки к профессорской деятельности за границу (Гейдельберг). С 1866 в отставке, жил в своём имении в с. Вишня. В 1870 и 1877 по просьбе Общества Красного Креста во время франко-прусской и русско-турецкой войн выезжал в действующую армию для оказания помощи раненым и больным. В мае 1881 в Москве торжественно отмечено 50-летие научной и практической деятельности Пирогова, он был избран почётным гражданином Москвы. Своё педагогическое кредо Пирогов выразил в статье "Вопросы жизни" ("Морской сборник", 1856, № 9). Показав нелепость сословного воспитания, разлад между школой и жизнью, Пирогов выдвинул в качестве главной цели воспитания формирование высоконравственной личности, готовой отрешиться от эгоистических устремлений ради блага общества. Формирование личности, считал он, требует осуществления принципов гуманизма и демократизма на всех ступенях и во всех формах воспитания и обучения. Система образования, обеспечивающая развитие личности, должна строиться на научной основе, начиная от начальной и кончая высшей школой, так, чтобы одно учебное заведение служило базой для другого и, вместе с тем, давало знания для практической жизни. Содержание образования и организация учебной работы должны обеспечить развитие умственных способностей, приобретение широких знаний, планомерную подготовку ума к самостоятельной деятельности. Специальное образование может строиться только на основе общего, главная задача которого - составлять постепенное развитие умственных способностей учащегося, восприимчивости к различным областям знания. Важную роль отводил методам обучения, подчёркивая, что результативен только такой способ преподавания, в котором активен и учитель и ученик, когда учитель умеет активизировать все духовные (не только умственные) силы учащегося. Отсутствие способности владеть вниманием воспитанников Пирогов расценивал как источник неудач педагогических воздействий. Большое значение он придавал умению учителя учитывать индивидуальные различия в характере и способностях учеников. Успех обучения Пирогова ставил в зависимость от 4 основных факторов - личности ученика, личности учителя, индивидуального подхода, особенности учебного предмета. Задачи обучения Пирогов считал подчинёнными воспитанию и нравственному развитию личности. Анализируя сущность воспитания как сознательного управления процессом формирования личности, Пирогов называл в качестве безусловного руководящего принципа уважение к ребёнку. Необходимым условием успеха в воспитании считал изучение особенностей детской природы, закономерностей психического и физического развития ребёнка, а также знание индивидуальных свойств каждого воспитанника. Важнейшую воспитательную роль он отводил личности воспитателя, отмечая, что высокая нравственность педагога - основа нравственности ребёнка. Большой нравственный потенциал видел в развитии познавательных интересов. В процессе воспитания главное внимание Пирогов уделял выработке высоких нравственных убеждений и цельного мировоззрения. Стремление к моральному самосовершенствованию требует большой внутренней работы над собой, умения вглядываться в свой внутренний мир, честно признавать свои ошибки и недостатки. Взгляды Пирогова оказали большое влияние на развитие русской педагогической мысли и получили большой обществ, резонанс. Выдвинутые им принципы получили развитие как в творчестве его современников (К. Д. Ушинский, Н. X. Вессель, В. Я. Стоюнин и др.), так и в деятельности передовых представителей науки следующих поколений, способствовали возникновению широкого движения за изучение ребёнка и разработке научных основ воспитания и обучения. Сочинения: Собр. соч., т. 1-8, М., 1957-62; Избр. пед. соч., вступ. ст. В. 3. Смирнова, М., 1953; Избр. пед. соч., вступ. ст. А. Н. Алексюк и Г. Г. Савенок, М., 1985. Литература: Волкович В. А., Друг человечества Н. И. Пирогов, СПБ, 1910; Памяти Н. И. Пирогова. Сб. ст., [СПБ, 1911]; Совр. значение пед. идей Н. И. Пирогова [Сб. ст.], СПБ, 1911; Красновский А. А., Пед. идеи Н. И. Пирогова, М., 1949; [Днепров Э. Д.], Н. И. Пирогов - зачинатель обществ.-пед. движения 60-х гг., в кн.: Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. 2-я пол. XIX в., М., 1976; Никольская А. А., Роль Н. И. Пирогова в рус. пед. психологии, ВП, 1982, № 1; её же, Н. И. Пирогов: нравственный человек - цель воспитания, СП, 1990, № 11. А. А. Никольская Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 148-149. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|