Стоюнин Владимир Яковлевич

Владимир Яковлевич Стоюнин

[16(28).12.1826 г., Петербург, - 04(16).11.1888 г., там же], педагог, деятель народного образования, теоретик-методист (русский язык и литература), публицист. По окончании историко-филологического факультета Петербургского университета (1850 г.) и представлении диссертации утверждён кандидатом по разряду восточной словесности. В 1852-1871 гг. учитель русского языка и словесности в 3-й петербургской гимназии. Одновременно преподавал в Мариинском женском училище (1858-1861 гг.). Был в числе учредителей Петербургского педагогического общества; участвовал в работе Комитета грамотности, по его инициативе организована Комиссия по упрощению орфографии русского языка. Занимался журналистикой, в 1859-1860 гг. редактировал газету «Русский мир». Вследствие усиления реакционного курса политики Министерства народного просвещения уволен из гимназии, а позднее (1847 г.) - из Николаевского сиротского института в Москве, где в качестве инспектора и преподавателя русского языка и педагогики провёл большую работу по реорганизации учебного и воспитательного дела. По возвращении в Петербург причислен к Канцелярии по учреждениям императрицы Марии. С 1880 г. в составе Учёного комитета Министерства народного просвещения участвовал в пересмотре школьных программ и инструкций, организационных принципов школы. После открытия (1881 г.) частной женской гимназии, учреждённой его женой – М. С. Стоюниной, работал в ней инспектором и учителем русского языка, литературы и истории до конца жизни.

Под влиянием общественно-педагогического движения 1860-х гг. развивал идеи воспитания человека гражданина, гуманизма в воспитании, всеобщего образования, демократизации школы. Считал необходимым создать условия для свободного творческого развития школы, основанного на психолого-педагогических знаниях. Резко критиковал сословную систему воспитания. Выступал за создание национальной школы, тесно связанной с обществом и семьёй, которая могла бы обеспечить широкое общее образование, преемственность обучения. Предложил свой проект бессословной гимназии с общеобразовательным курсом обучения, дающим возможность продолжения образования в высших специальных школах и университете («Мысли о наших гимназиях», 1860). Вопреки позиции ряда педагогов демократической ориентации выдвинул идею получения специального образования не только на основе общего среднего, но и на более низком уровне, в зависимости от местных потребностей. Отстаивал принцип равенства мужчин и женщин не только в сфере образования, но и в общественном положении.

Школа, по мысли Стоюнина, развивая у учащихся чувство духовной связи с обществом и народом, должна стать основой воспитания общественной нравственности. Важнейшими задачами педагог считал формирование воли детей и сознания необходимости трудовой деятельности, полезной обществу.

Методические идеи Стоюнина базировались на принципе воспитывающего обучения, согласно которому он рассматривал труд ребёнка в процессе изучения словесности как важнейшее средство его духовно-нравственного формирования. Выдвигая в качестве главных целей преподавания словесности развитие мышления и трудовых навыков учащихся, эстетического вкуса, овладение приёмами научного анализа, методику преподавания литературы Стоюнин впервые представил как целостную систему («О преподавании русской литературы», 1864, и др.). В её основе лежал историко-практический метод, направленный на усвоение историко-литературных и теоретических знаний в процессе конкретного и всестороннего анализа художественного произведения в единстве формы и содержания. Проблематика произведения связывалась с актуальными вопросами современной жизни (отражение добролюбовского метода «реальной критики»). Предложил строить учебные программы по принципу постепенного усложнения содержания и задач литературного анализа, исходя из возрастных возможностей и интересов учащихся. В целях глубокого постижения изучаемых произведений требовал значительного сокращения литературного материала в существовавших программах и пособиях (главным образом за счёт древней литературы), преимущественного внимания к произведениям новейшей литературы. Для младших классов методика Стоюнина предусматривала чтение и разбор произведений (по тематическим подборкам), упражнения по выразительному чтению и заучиванию наизусть («Руководство для преподавателей русского языка в младших классах среднеучебных заведений», 1876). Изучение истории литературы, основанное на предшествующей исторической и литературной подготовке, относил к старшим классам. В качестве основного метода преподавания рассматривал аналитическую беседу; предложил систему письменных работ по литературе для начальной и средней школы. Создал новый тип пособий для учителей, которые включали методику, теорию литературы и конкретный критический анализ.

Существенное влияние на развитие педагогической мысли Росси оказали труды Стоюнова по истории педагогики и народного образования: «Развитие педагогических идей в России в XVIII столетии» (1857-1858 гг.), «Из истории воспитания в России в начале XIX столетия» (1878 г.), «Наша семья и её исторические судьбы» (1884 г.), «Заметки о русской школе» (1881-1882 гг.) и др. Ему принадлежит также ряд оригинальных работ по истории русской литературы – статьи об А. Д. Кантемире, А. П. Сумарокове, Я. Б. Княжине, А. В. Кольцове; монографии, посвященные А. С. Пушкину и А. С. Шишкову.

Литература: Острогорский В. П., Из истории учительства. Как я сделался учителем, СПБ, 1914; Роткович Я. А., Вопросы преподавания литературы. Историко-методические очерки, М., 1959; Евстифеев А. А., В. Я. Стоюнин и проблемы воспитания, в кн.: Труды Ташкенского гос. ун-та им. В. И. Ленина. Пед. науки, Таш., 1961.

Г. Г. Савенок

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. —М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 391.

 

В фонде библиотеки имеются следующие издания: