|
Николай Христианович фон Вессель (Wessel)[22.01 (03.02).1834 г., Петербург, - 03(16).06.1906 г., там же], педагог и публицист. Окончил факультет восточных языков Петербургского университета (1855 г.). С 1856 г. домашний наставник, затем эксперт-педагог Министерства народного просвещения. Член Учёного комитета (1867-1874 гг., 1884-1897 гг.); член Совета министра (1897- 1900 гг.) Министерства народного просвещения. Член Педагогического комитета (1874-1882 гг., 1897-1901 гг.) Военного министерства. Редактировал журнал "Учитель" (1861-1864 гг., совместно с И. И. Паульсоном), "Педагогический сборник" (1864-1882 гг.), "Задушевное слово" (1885-1900 гг.) и приложение к последнему "Педагогический листок" (с 1887 г.). Один из основателей и секретарь Петербургского педагогического общества (1869 г.). Высшим принципом воспитания считал принцип природосообразности. Педагогическое искусство, по Весселю, заключается в побуждении к самовоспитанию и должно всегда учитывать особенности личности учащегося и современное состояние просвещения. Пытался разработать и психологически обосновать теорию общего образования, целью которого считал полное развитие способностей каждого человека, а результатом - осознание учащимся своих способностей и выбор соответствующей профессии. Решающим для преодоления отрыва школы от жизни считал использование в обучении местного материала (вплоть до создания учебников для отдельных местностей). Разработал демократическую систему народного образования, состоящую из общего и профессионального образования, и последовательно (хотя и безуспешно) защищал её в печати и правительственных учреждениях. Составил проекты создания обязательной народной 8-летней школы и 4-летней средней школы. Широкая сеть профессионального образования должна была строиться на основе общего образования. Считая сохранение классических гимназий временным (до тех пор пока университет будет требовать знания древних языков), выступил с программой совершенствования русских гимназий ("Учебный курс гимназий", 1866 г.): усиление развивающих элементов в обучении, ликвидация перегрузки учащихся и т. д. Предложения Весселя не были приняты, и по уставу 1871 г. гимназии остались, по словам Весселя, "несостоятельными и менее всего общеобразовательными" ("лжеклассическими"). Вессель предпринял издание 4-томного "Руководства к преподаванию общеобразовательных предметов" (1873-1874 гг.; вышло 2 т.). Важнейшие среди других работ: "Профшколы и обучение ремёслам" (1881 г.), "Начальное образование и народные училища в Западной Европе и в России" ("Русская школа", 1890-1891 гг.), "Наша средняя общеобразовательная школа" (1903 г.). Перевёл и дополнил сочинения Бенеке: "Опытная психология в применении к воспитанию и обучению детей" (1862 г.) и "Руководство к воспитанию и обучению" (1871-1872 гг.) и др. Собиратель народных песен; вместе с Е. К. Альбрехтом составил сборник "Гусельки" (128 колыбельных, детских и народных песен и прибауток..., 1879 г.), "Школьные песни" (115 народных, литературных, исторических и военных песен, положенных для школ, 1879 г.). Литература: Струминский В. Я., Н. X. Вессель как историк и теоретик "Общественного училищеведения", в кн.: Вессель Н. X., Очерки об общем образовании и системе народного образования в России, М., 1959, с. 5-44. * Брокгауз и Ефрон. Ю. Н. Коротков Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 141. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|