Даниил Борисович Эльконин

Даниил Борисович Эльконин

[16.02(01.03).1904 г., деревня Малая Перещепина, ныне в Полтавской области, Украина, - 04.10.1984 г., Москва], психолог, член-корреспондент АПН СССР (1968 г.), доктор педагогических наук (1962 г.), профессор (1965 г.). Ученик Л. С. Выготского. Окончил психоневрологическое отделение Ленинградского государственного педагогического института (1927 г.). Педагогическую деятельность начал в 1922 г. в Дергачёвской колонии для малолетних правонарушителей (Полтавская область). Вёл научно-педагогическую работу в ЛГПИ (с 1928 г.), Ленинградском коммунистическом педагогическом институте (с 1938 г.). В 1941-1945 гг. в действующей армии. С 1945 г. в Военно-педагогическом институте Советской Армии (Москва), с 1946 г. по совместительству в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. С 1953 г. на постоянной работе в НИИ ОПП общей и педагогической психологии АПН СССР (заведующий лабораториями психологии младших школьников, психологии подростков, диагностики психического развития школьников).

Развивая теоретические идеи Выготского, разрабатывал широкий круг проблем детской и педагогической психологии. Центральная проблема исследований Эльконина - природа детства и глубинные законы психического развития ребёнка. Согласно Эльконину, ребёнок с момента рождения является общественным существом, поскольку все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме. Присвоение ребёнком достижений материальной и духовной человеческой культуры всегда носит деятельностный характер - ребёнок не пассивен в этом процессе, не только приспосабливается к условиям жизни, но и выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности. При экспериментальном изучении этой проблемы Эльконин опирался на идею Выготского о том, что обучение идёт впереди развития, что развитие в форме обучения является основным фактом педагогической деятельности. Исходя из представления о созидательности и изначальной общественности форм жизни ребёнка, Эльконин полагал, что не ребёнка надо адаптировать к сложившейся системе учебно-воспитательных учреждений, а, наоборот, преобразовывать эти учреждения в направлении достижения взаимности общности детей и взрослых, открытия их созидательных возможностей в отношениях друг с другом.

Теория психического развития, созданная Элькониным, существенно конкретизировала и уточнила общее понимание детства, сложившееся в трудах Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, А. В. Запорожца и других представителей этой научной школы. Обобщив богатый фактический материал, Эльконин выделил и охарактеризовал внешние условия, источники, формы и движущие силы развития ребёнка. На этой основе им была создана развёрнутая периодизация психического развития в детском возрасте. При этом он опирался на понятие ведущей деятельности, разработанное им совместно с А. Н. Леонтьевым. В развитии детей Эльконин выделил ряд возрастных периодов, связав их с определёнными типами ведущей деятельности. Он описал все основные типы ведущей деятельности от рождения ребёнка до 17 лет: им проведены исследования предметных действий детей раннего возраста, игры дошкольников, учебной деятельности младших школьников, деятельности общения в подростковом возрасте. Эльконин разработал на деятельностной основе своё понимание возрастной психологии, неразрывно связанной с педагогической психологией. В созданных Элькониным теориях игровой и учебной деятельности показано, что выполнение ребёнком этих ведущих для соответствующих возрастов типов деятельности определяет возникновение вполне определённых психологических новообразований. На примере учебной деятельности Эльконин продемонстрировал решающую роль её содержания в этих процессах.

Эльконин разработал эффективный метод обучения детей чтению на основе звукового анализа слов, составил экспериментальные буквари (1961 г.; ч. 1-2, 1969-1972 гг.).

В последние годы жизни изучал психические особенности 6-летних детей в связи с включением их в систему школьного обучения. В преддверии школьной реформы 1984 г. подготовил записку в ЦК КПСС, затрагивавшую важные вопросы перестройки образования. Эльконин утверждал, что система образования должна быть основана на преемственности возрастных периодов развития детей при использовании своеобразия каждого периода и при четком переходе ребенка от одного этапа развития к другому. Идеи Эльконина - важный теоретический источник подлинного практического реформирования образования.

Литература: Венгер А. Л., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д., Проблемы детской психологии и научное творчество Д. Б . Эльконина, Вопросы психологии, 1988, № 3.

В. В. Давыдов

Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 612-613.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского