|
Александр Романович Лурия[03.(16).07.1902, Казань, - 14.08.1977, Москва], психолог, действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1947 г.) и Академии педагогических наук СССР (1967 г.), доктор педагогических (1937 г.) и медицинских (1943 г.) наук, профессор (1944 г.). Окончил Казанский университет (1921 г.) и 1-й Московский медицинский институт (1937 г.). В 1921-1934 гг. на научной и педагогической работе в Казани, Москве, Харькове. С 1934 г. работал в научно-исследовательских учреждениях Москвы. В годы Великой Отечественной войны научный руководитель восстановительного госпиталя (г. Кисегач). С 1945 г. профессор МГУ, с 1966 г. заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ. Ранние исследования аффективных состояний принесли Лурии широкую известность; предложенная им "методика сопряжённых моторных реакций " положила начало многочисленным экспериментальным работам в нашей стране и за рубежом. Следуя идеям Л. С. Выготского, разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе Лурия развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчёркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. На модели различных познавательных процессов (прежде всего памяти и мышления) Лурия изучал переход от внешних способов опосредования психических процессов к внутренним; эта линия исследования представляет собой одно из главных направлений детской психологии. Лурией показана важнейшая роль в организации познавательных процессов речи и овладения понятиями в онтогенезе как у детей, так и у взрослых- в условиях изменения их культурного уровня. Лурия исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии человека. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, Лурия внёс в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки индивида в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) - в меньшей степени, а для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания. В области дефектологии Лурия развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики. Лурией создано новое психологическое направление - нейропсихология, ныне выделившееся в специальную отрасль психологической науки и получившее международное признание. Его начало было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения ("Травматическая афазия", 1947; "Восстановление функций мозга после военной травмы", 1948; "Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга", 1969). Лурией разработана теория локализации психических функций, сформулированы основные принципы динамической локализации психических процессов, создана классификация афазических расстройств и описаны ранее неизвестные формы нарушений речи. Лурия изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти. В последние годы разрабатывал проблемы функциональной асимметрии больших полушарий мозга и теоретические вопросы психологии. Лурия - автор ряда научно-популярных книг и учебных пособий по психологии. Литература: А. Р. Лурия и современная психология, М., 1982; Christensen A.-L., Luria's neuropsychological investigation, N. Y., 1975. Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, т. 1, 1993, с. 531-532. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|