Александр Владимирович Запорожец

Александр Владимирович Запорожец

(30.08(12.09).1905, Киев, Российская империя — 07.10.1981, Москва) — российский психолог, украинского происхождения. Специалист в области психологии развития и педагогической психологии, в частности психологии детей дошкольного возраста. Доктор психологических наук (1959), профессор (1960), действительный член АПН СССР (1968), академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии (1965— 1967), член президиума АПН, создатель и директор Института дошкольного воспитания АПН СССР. После окончания педагогического факультета 2-го МГУ (1930) работал лаборантом, а затем ассистентом кафедры психологии Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской. В 1931 г. переехал в Харьков, где работал старшим ассистентом, затем заведующим лабораторией сектора психологии Психоневрологической академии. С 1938 г. — доцент и заведующий кафедрой психологии Харьковского педагогического института им. А. М. Горького. В первые годы ВОВ работал в госпитале, занимался восстановлением движений раненых бойцов. В 1943 г. начинает свою преподавательскую деятельность на отделении, затем на факультете психологии МГУ. С 1944 г. заведовал лабораторией психологии детей дошкольного возраста Института психологии АПН РСФСР, где в 1958 г. защитил докторскую диссертацию: «Развитие произвольных движений». В 1960 г. — становится директором созданного им Института дошкольного воспитания АПН СССР. Научная деятельность Запорожца тесно связана с именем его учителя Л. С. Выготского и его ближайших соратников — А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева и их последователей. Его многообразные научные интересы с самого начала были объединены единой идеей внутренней связи психики с деятельностью человека. Запорожец, наряду с А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьевым, был одним из создателей психологической теории деятельности и психического отражения, основы которой были заложены в трудах Л. С. Выготского. Широкую известность получили его исследования в области возникновения психики. В конце 30-х гг. Запорожец, подводя итоги циклу исследований, посвященных восприятию детьми сказки и рисунка, пришел к выводу, что восприятие представляет собой специальное сенсорное действие. Впоследствии, на основе многочисленных исследований осязания и зрения, выполненных совместно с учениками и сотрудниками, он сформулировал основные положения теории перцептивных действий. Эта теория легла в основу разработки методов и практики сенсорного воспитания и обучения дошкольников. Особое место в научной биографии Запорожца занимает исследование движений и действий. Начало этому циклу исследований было положено в годы Великой отечественной войны, когда он разрабатывал методы восстановительной терапии движений руки. Исследование развития произвольных движений было продолжено в послевоенные годы и обобщено в известной монографии «Развитие произвольных движений» (1960). Переходя от изучения восприятия к изучению движений человека, Запорожец кардинально изменил постановку проблемы формирования действий, считая, что в основе этого процесса лежит не упражнение моторной сферы, а построение образа ситуации и образа необходимых действий, внутренней картины движения. Как и Н.А. Бернштейн, он рассматривал движения как органы индивидуальности, что отразилось на его неизменном интересе к психологии установки и понимании установок не только как подготовки к действию, но и как средств выражения личностных свойств и качеств индивида. Отсюда вполне закономерен переход Запорожца от исследования установок личности, в том числе и выразительных движений, к исследованию эмоциональной сферы личности. Придя в науку из искусства (Запорожец был талантливым учеником украинского режиссера Леся Курбаса), он сохранил интерес к искусству, проявляющийся в исследованиях «эмоциональных» действий. Нереализованной осталась мечта Запорожца — развить идеи Л. С. Выготского, изложенные в его неоконченной работе «Учение Спинозы о страстях в свете современной психоневрологии», и написать книгу об эмоциях человека. Именно этой теме была посвящена одна из последних публикаций Запорожца: «Роль Л. С. Выготского в развитии проблемы эмоций».

Н. С. Полева

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 182-183.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского