|
Владимир Иванович Немирович-ДанченкоИванович [11(23).12.1858 г., Озургеты, ныне Махарадзе, Грузинская ССР, - 25.04.1943 г., Москва], советский режиссёр, театральный деятель и педагог, писатель, драматург, народный артист СССР (1936 г.). Основатель (совместно с К. С. Станиславским) Московского Художественного театра (Московский Художественный академический театр им. М. Горького). В юности участвовал в любительских спектаклях. В 1876-1979 гг. учился на физико-математическом факультете Московского университета. В 70-х гг. начал выступать в качестве театрального критика. Прозаические произведения Немировича-Данченко отмечены влиянием А. П. Чехова: повести, посвященные деревне, - "Губернаторская ревизия" (1896 г.), "Сны" (1898 г.), жизни актёров - "Драма за сценой" (1896 г.), нравам прессы - "На литературных хлебах" (1891 г.) и др. Его пьесы "Новое дело" (1890 г.), "Золото" (1895 г.), "Цена жизни" (1896 г.) и др. ставились в Малом и Александрийском театрах и в провинции. Глубокое знание современного ему театрального искусства привело Немировича-Данченко к мысли о необходимости его коренной реформы. Заинтересовавшись режиссёрской деятельностью К. С. Станиславского в обществе искусства и литературы, Немирович-Данченко предложил ему объединить усилия для утверждения новаторской программы театрального творчества. Результатом заключённого ими союза явилось создание в 1898 г. Художественно-общедоступного театра (первоначальное название МХАТа), в труппу которого вошли некоторые ученики Немировича-Данченко (в 1891-1901 гг. он руководил драматическим отделом Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества) и участники общества искусства и литературы. Утверждение реалистической программы Художественного театра, связанной с принципами искусства "переживания", с постановкой передовой современной драмы, осуществлялось театром под совместным руководством Немировича-Данченко и Станиславского, причём Немировичу-Данченко принадлежало определяющее положение в области репертуара. Вместе со Станиславским он поставил все основные пьесы А. П. Чехова - "Чайка" (1898 г.), "Дядя Ваня" (1899 г.), "Три сестры" (1901 г.), "Вишнёвый сад" (1904 г.), самостоятельно пьесу "Иванов" (1904 г.). Немирович-Данченко способствовал привлечению драматургии М. Горького, вместе со Станиславским поставил "На дне" (1902 г.). Он осуществил постановки пьес Г. Гаунтмана ("Одинокие", 1899 г.) и Г. Ибсена ("Когда мы, мёртвые, пробуждаемся", 1900 г.; "Столпы общества", 1903 г.: "Бранд", 1906 г.: "Росмерсхольм", 1908 г.). В 1903 г. Немирович-Данченко поставил трагедию "Юлий Цезарь" Шекспира, широко используя средства современного психологического театра. Новаторские принципы режиссуры Немировича-Данченко - мастерство психологического анализа, умение передать неповторимые черты воссоздаваемой общественной среды и особенности стиля автора - убедительно проявились и в постановках русской классики ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского, 1910 г.; "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина, 1914 г.). В его инсценировке "Братьев Карамазовых" Достоевского отчётливо прозвучали социально-критические мотивы романа. В то же время противоречивый характер инсценировки "Бесов" Достоевского ("Николай Ставрогин", 1913 г.) вызвал решительное неприятие спектакля М. Горьким. Стремясь к преодолению кризисных тенденций, связанных с опасностью утраты театром контакта с передовой общественностью, Немирович-Данченко не всегда находил в последние предреволюционные годы надежную опору в драматургии (спектакли "Анатэма", 1909 г., и "Мысль", 1914, Л. Н. Андреева). Новые перспективы перед Немировичем-Данченко открыла победа Великой Октябрьской социалистической революции. Его вклад в развитие режиссёрского искусства имел важнейшее значение в утверждении МХАТ на позициях социалистического реализма, в воспитании нового актёра - носителя воинствующего и требовательного духа социалистического гуманизма. Немирович-Данченко настойчиво работал над воплощением на сцене произведений советских авторов, искал решение проблемы современной трагедии в "Блокаде" Вс. Иванова (1929 г.), прокладывал пути к поэтическому воссозданию революционных истории и сегодняшней действительности в постановках "Любовь Яровая" Тренева (1936 г.), "Половчанские сады" Леонова (1939 г.) и "Кремлёвские куранты" Погодина (1942 г.). В спектаклях по романам Л. Н. Толстого "Воскресение" (1930 г.) и "Анна Каренина" (1937 г.) режиссёр дал образец нового сценического прочтения произведений великого писателя, опираясь на ленинский анализ его творчества. Немировича-Данченко осуществил также постановки русской классической драматургии: "Гроза" Островского (1935 г.), "Горе от ума" Грибоедова (1938 г.). С особенной силой присущее ему умение выявить глубокую социально-философскую суть произведений в неповторимой, отвечающей его внутреннему строю поэтической форме проявилось в спектаклях "Враги" Горького (1935 г.) и "Три сестры" (1940 г.). Немирович-Данченко широко и последовательно разрабатывал проблемы театральной теории, воспитания актёра в органической близости и внутреннем единстве с изысканиями К. С. Станиславского. В своих обобщениях Немирович-Данченко исходил из концепции о "трёх восприятиях театрального представления", "о трёх путях к нему: социальном, жизненном, театральном" - в их неразрывном единстве. Именно на этой основе рождалось имевшее важнейшее значение для творческой практики учение Немировича-Данченко о "втором плане сценической жизни актёра", о "зерне" образа, о "физическом самочувствии", о "внутреннем монологе". Борьбу за принципы сценического реализма, против рутины и штампов Немирович-Данченко вёл и в области музыкального театра; он организовал в 1919 г. при МХТе Музыкальную студию (с 1926 г. - Музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко), где поставил ряд спектаклей и был руководителем постановок: "Дочь Анго" Лекока, "Лисистрата" Аристофана, "Карменсита и солдат" на музыку Бизе, "Травиата" Верди, "Катерина Измайлова" Шостоковича, "В бурю" Хренникова и др. Государственная премия СССР (1942, 1943 гг.). Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Сочинения: Из прошлого, 2 изд., М., 1938; Театральное наследие, т. 1-—2, М., 1952-54; Пьесы, М., 1962; Режиссёрский план постановки трагедии Шекспира "Юлий Цезарь", Московский художественный театр, 1903 г., [Вступ. ст. Б. Ростоцкого и Н. Н. Чушкина, М., 1964]. Литература: Соболев Ю., Вл. И. Немирович-Данченко, П., 1918; Виленкин В. Я., Вл. И. Немирович-Данченко. Очерк творчества, М., 1941; Фрейдкина Л., Владимир Иванович Немирович-Данченко, М. - Л., 1945; её же, Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко, М., 1962 (лит.); Марков П. А., Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре, М., 1960. Б. П. Ростоцкий Источник: Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 17, 1974, с. 454. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|