Генрик Ибсен

Генрик Ибсен (Ibsen)

(20.03.1828, г. Шиен, – 23.05.1906, г. Кристиания), норвежский драматург. Родился в семье богатого коммерсанта, разорившегося в 1836 г. Работая с 1844 г. учеником аптекаря, Ибсен написал первые стихи и драму «Катилина» (1850 г.), тираноборческие мотивы которой навеяны революционными событиями 1848 г. в Европе. В 1850 г. в Кристиании поставлена пьеса Ибсена «Богатырский курган». В 1852-1857 гг. руководил в Бергене первым национальным норвежским театром; в 1857-1862 гг. возглавлял Норвежский театр в Кристиании. В 1864-1891 гг. жил в Риме, Дрездене, Мюнхене. В конце 1840-х – начале 1850-х гг. Ибсен обратился к сатире и гротеску; буржуазной современности Ибсен противопоставлял героическое национальное прошлое, мир патриархальной крестьянской жизни и возвышенность человеческих чувств. В «Комедии любви» (1862 г.), в которой наметилась реалистическая линия, нарисована резко сатирическая картина мещанско-чиновничьей Норвегии. В народно-исторической драме «Борьба за престол» (1864 г.) Ибсен показал победу героя, выполняющего прогрессивную историческую миссию. Герой драматической поэмы «Бранд» (1866 г.) – цельный человек, не останавливающийся ни перед какими жертвами для осуществления своего идеала. Несмотря на абстрактность идеи (достижение внутреннего совершенства, полной умственно свободы), Бранд героичен и противостоит ничтожности окружающей действительности. Масштабность философско-символической драмы сохраняется в «Пер Гюнте» (1867 г.), однако герой этой пьесы в противоположность Бранду способен на компромисс, приспособленчество.

В конце 1860-х – начале 1870-х гг. в условиях обострения социально-политических противоречий Ибсен ожидает крушения старого мира, «революции человеческого духа». В драме о Юлиане-отступнике «Кесарь и галилеянин» (1873 г.) он утверждает грядущий синтез духовного и плотского начал в человеке. Основная тема пьес «Столпы общества» (1877 г.), «Кукольный дом (1879 г.), «Привидения» (1881 г.), «Враг народа» (1882 г.) – несоответствие между показным блеском буржуазного общества и его фальшивой внутренней сутью. Пьесы построены аналитически, драматическое напряжение создаётся не внешними событиями, а постепенным раскрытием сюжетных тайн и подтекстом. Основное в развязке пьес – не развитие сюжета, а решение героя, диктуемое не только его эмоциями, но и его интеллектом.

С середины 1880-х гг. социальная критика у Ибсена ослабевает («Дикая утка», 1884 г.). В его поздних пьесах усложняется подтекст, возрастает тонкость психологического рисунка, одновременно усиливаются элементы символики. Тема «сильного человека» выдвигается на первый план, однако Ибсен беспощаден к своим героям, когда они осуществляют своё призвание за счёт жизни и счастья других людей: «Росмерсхольм» (1886 г.), «Гедда Габлер» (1890 г.), «Строитель Сольнес» (1892 г.), «Йун Габриель Боркман» (1896 г.).

Начиная с 1880-х гг. имя Ибсена служило во всём мире знаменем борьбы за реалистическое искусство, за цельность и внутреннюю свободу человека, за обновление духовной жизни. В России Ибсен в начале XX в. стал одним из властителей дум интеллигенции; его пьесы шли во многих театрах. На советской сцене чаще ставились «Кукольный дом», «Привидения» и в концертном исполнении «Пер Гюнт» с музыкой Э. Грига.

Литература: Брандес Г. Генрик Ибсен // Собр. соч. – 2 изд. – T. 1. – СПб., 1906; Адмони В. Г. Генрик Ибсен. М., 1956; Gran G. Henrik Ibsen. Liv og vaerker, bd. 1 – 2. Christiania, 1918; Koht H. Henrik Ibsen. Eit diktarliv, bd. 1 – 2. Oslo, 1954; Heiberg H. “… født til kunstner”. Et Ibsen-portrett. Oslo, 1967; Dániel A. Ibsen. Budapest, 1966; Meyen F. Ibsen-Bibliographie. Braunschweig; Berlin; Hamburg, 1928; Tedford I. Ibsen-bibliography 1928-1957. Oslo; Bergen, 1961.

В. Г. Адмони

Источник: Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 9, 1972, с. 622.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского