|
Жорж Бизе (Bizet)(Александр Сезар Леопольд, при крещении назван Жоржем) (25.10.1838 г., Париж, - 03.06.1875 г., Буживаль, близ Парижа), французский композитор. Сын учителя пения. Десяти лет принят в Парижскую консерваторию, которую окончил в 1857 г. Ученик А. Ф. Мармонтеля, П. Циммермана, Ж. Ф. Э. Галеви, занимался также у Ш. Гуно. В консерватории неоднократно получал премии (по фортепианной игре, органу, композиции), в 1857 г. Бизе присудили большую Римскую премия (за кантату "Кловис и Клотильда"), давшую ему возможность три года провести в Италии. С 1860 г. жил в Париже. Из-за тяжёлых материальных условий занимался частными уроками, переложениями и корректурой сочинений других авторов. Прирождённый драматург, Бизе постоянно тяготел к музыкальному театру: написал около 20 опер (многие из них не окончены), в том числе "Дон Прокопио" (1858-1859 гг., поставлена в 1906 г.), "Иван Грозный" (1865 г., не окончена, поставлена в 1946 г.); 3 оперетты (оперетта "Доктор Миракль" удостоена премии на конкурсе, организованном Ж. Оффенбахом, 1857 г.), музыку к драматическому спектаклю. Бизе привлекали сюжеты с элементами психологической драмы, острыми конфликтами. Ранние оперы Бизе - "Искатели жемчуга" (1863 г.), "Пертская красавица" (по роману Вальтера Скотта, 1866 г., пост. 1867 г., "Театр лирик", Париж) - развивают традиции французской лирической оперы. Уже в этих сочинениях, отличающихся характерным для Бизе мелодическим богатством, красочностью оркестровки, удобным для пения изложением вокальных партий, проявилось стремление композитора к народности, к жизненной правде. Реалистические тенденции более отчётливо выявились в одноактной опере "Джамиле" (по поэме А. Мюссе "Намуна", 1871 г., пост. 1872 г., театр "Опера комик", Париж) и музыке к драме А. Доде "Арлезианка" (1872 г.). Две сюиты из "Арлезианки" (первая составлена самим Бизе, 1872 г.; вторая - другом композитора Э. Гиро, 1885 г.) - яркий вклад в мировую симфоническую литературу. Наиболее выдающимся произведением Бизе явилась опера "Кармен" (по новелле П. Мериме, 1874 г.) - одна из вершин оперного реализма 19 века. Музыка оперы отличается большой драматической силой, мелодической выразительностью, яркостью гармонии, пластичностью форм, богатством и одновременно прозрачностью оркестровки. Написанная в традициях французской комической оперы, "Кармен" содержала разговорные диалоги. Позже, для постановки в Вене (осень 1875 г., когда Бизе уже не было в живых) композитор Э. Гиро написал речитативы, заменив разговорные эпизоды. При первой постановке (1875 г., театр "Опера комик", Париж) опера не была принята буржуазной публикой, но вскоре, после успеха в Вене, "Кармен" стала, как предсказал П. И. Чайковский, "самой популярной оперой в мире". Бизе - автор оркестровых сочинений, в том числе симфонии-кантаты "Васко да Гама" (1859-1860 гг.), симфонии "Рим" (1871 г., первоначальная редакция - фантазия "Воспоминания о Риме", 1860-1868 гг.); фортепианных пьес, романсов, песен и др. Сочинения: Письма, перевод с франц., под ред. Г. Т. Филенко, М., 1963. Литература: Брук М., Бизе, М., 1938; Хохловкина А., Жорж Бизе, М., 1959; Cuгtiss М., Bizet et son temps, Gen.- P., 1961; Robert F., Georges Bizet. L'homme et son oeuvre. [P., 1965]. Источник: Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 3, 1970, с. 317. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|