Фёдор Фёдорович Рёзенер

[1825 г., Петербург, – 25.08(06.09).1881 г., там же], педагог. Воспитывался в Гатчинском сиротском институте. По окончании юридического факультета Петербургского университета (1849 г.) служил в военном ведомстве, в 1858 г. подал в отставку и посвятил себя педагогической профессии.

В 1860 – 1866 гг. руководил Василеостровским бесплатным училищем для бедных детей в Петербурге, которое было открыто группой студенческой молодёжи. С приходом Рёзенера педагогические поиски учителей были поставлены на научную основу, приобрели целенаправленный характер. Большую роль в жизни училища стали играть еженедельные совещания педагогов, на которых они подводили итоги работы, обменивались опытом. Рёзенер приобщил учителей к изучению истории педагогики и опыта других школ, знакомил с идеями Ж. Ж. Руссо, И. Песталоцци, Ф. Дистервега, новейшими достижениями европейской педагогики. В числе преподавателей училища были известные впоследствии деятели образования – А. Я. Герд, Л. Н. Модзалевский, В. П. и А. Н. Острогорские, А. Н. Страннолюбский и др., отмечавшие существенную роль в их профессиональном становлении Рёзенера и Василеостровского училища, ставшего своеобразным педагогическим учебным заведением.

В основу работы Василеостровского училища были положены принципы гуманистической педагогики: внимание к личности ребёнка, создание условий для её свободного развития, максимального удовлетворения детских потребностей, склонностей и интересов. С целью разностороннего развития детей в учебный план были включены рисование, музыкальные занятия, физические упражнения и игры, ручной труд. Устраивались познавательные прогулки на природе, посещение фабрик и ремесленных мастерских. Творческий элемент присутствовал и в учебных занятиях: наблюдение и опыты по естествознанию, самостоятельное составление и разбор арифметических задач, записывание образных и метких выражений из прочитанного и услышанного, пословиц и поговорок.

Рёзенером и другими учителями созданы учебные книги, руководства, педагогические труды, в том числе книга для чтения "Что окружает нас" (1876 г.), "Буквы-картинки" (1879 г.), "Букварь" (1876 г., в соавторстве с Е. С. Волковым), "Руководство к обучению грамоте по звуковому способу" (1869 г.), "Книжка для чтения при обучении грамоте" (1870 г.).

Свои педагогические идеи и опыт Рёзенер активно пропагандировал в журналах "Детское чтение", "Женское образование", "Народное образование" и особенно в журнале "Учитель", где он сотрудничал в течение всего времени существования издания. В. П. Острогорский был убеждён, что произведения Рёзенера "останутся в ряду лучших страниц русской педагогической литературы". Рёзенер был членом Педагогических собраний, положивших начало деятельности Педагогического общества (основано в 1869 г.), входил в Комитет грамотности при Вольном экономическом обществе.

Рёзенер явился одним из первых теоретиков и популяризаторов идей свободного воспитания, пытался дать этой системе научное обоснование, опираясь на философские и психологические данные, в том числе рассматривал значение привычки в воспитании, приёмы развития памяти и внимания. Позже эти вопросы получили основательное освещение в трудах К. Д. Ушинского.

В 1869 г. Обществом для устройства в России земледельческих колоний и ремесленных приютов для малолетних преступников командирован за границу для ознакомления с опытом создания подобных учреждений. Подробный отчёт о работе европейских исправительных заведений был напечатан Рёзенером в журнале "Вестник Европы" (1870 г.).

В 1871 – 1873 гг. директор ремесленного приюта, деятельность Рёзенера в котором, по свидетельству В. П. Острогорского, "доходила до самоотвержения": он жил неразлучно со своими воспитанниками, был для них одновременно учителем, воспитателем, товарищем в труде, играх и прогулках, на свои средства покупал детям книги, лакомства, игрушки.

Оставив работу в приюте из-за отсутствия официальной поддержки его системы воспитания, занимался литературным трудом. Незадолго до смерти был приглашён преподавать педагогику в Тверской женской учительской семинарии П. П. Максимовича.

Литература: Острогорский В. П. Ф. Ф. Резенер: [Некролог] // Вестник Европы. – 1881. – №11; Сорокин В. М. Воспоминания старого студента (1858-1862) // Русская старина. – 1888. – № 12; Канаев А. Н. Очерк жизни В. С. Шпака. СПБ, 1891; Ермолин Н. К. Очерк жизни А. Я. Герда. СПБ, 1889; Бунаков Н. Ф. Моя жизнь в связи с общерусской жизнью, преимущественно провинциальной. СПБ, 1909; Острогорский В. П. Из истории моего учительства. СПБ, 1914; Михайлова М. В. Русский педагог-гуманист Ф. Ф. Резенер // "Свободное воспитание - Влади", "Пед. альманах", вып. 4. М., 1993.

М. В. Михайловаа

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 256.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского