|
Александр Яковлевич Герд[05(17).04.1841 г., Петербург, - 13(25).12.1888 г., Петербург], педагог, основоположник методики преподавания естествознания как научной дисциплины в России. Сын Я. И. Герда (1799/1800-1875 гг.), английского педагога, переселившегося в Россию. В 1863 г. окончил естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Студентом участвовал в организации воскресных школ, был одним из учредителей и преподавателей Василеостровской бесплатной школы (1860-1865 гг.). С 1865 г. воспитатель и преподаватель естественной истории в петербургской 1-й военной гимназии. В 1870 г. был командирован за границу, где знакомился с работой исправительных учебных заведений в Германии, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Швейцарии. В 1871-1874 гг. вместе с Ф. Ф. Резенером директор первой в России исправительной колонии для несовершеннолетних преступников (близ Петербурга). Основой воспитания колонистов был труд, главными приёмами - доверие, взаимное уважение, нравственное воздействие, отсутствие физических наказаний. Колонисты делились на группы - "семьи" (до 15 человек, примерно одного возраста), каждая из которых жила в отдельном доме, имела своего воспитателя. Кроме элементарного образования дети при непосредственном участии учителей занимались земледельческим трудом и практическим изучением различных производств в сфере сельского хозяйства. В 1970-1980-х гг. участвовал в организации женского образования в России: с 1877 г. преподавал естествознание, зоологию, космографию и педагогику в гимназии Оболенской (с 1879 г. председатель педагогического совета этой гимназии); в 1882-1888 гг. председатель комитета Общества для доставления средств Высшим женским (Бестужевским) курсам; выступал с лекциями на женских педагогических курсах, во Фребелевском обществе. Участвовал в работе Педагогического музея военно-учебных заведений. В 1880-1883 гг. был фактически руководителем городских школ, работая в качестве эксперта по учебной части при Петербургской городской училищной комиссии. Выработал систему преподавания естествознания в школе, связывая учебные задачи естествознания с его воспитательным значением, методы преподавания - с содержанием учебных предметов. В 1866-1867 гг. выступил с серией статей в журнале "Учитель", критиковавших догматичный метод преподавания и так называемый индуктивный метод (сравнительное изучение внешних признаков организма) немецкого методиста А. Любена. Герд первым из русских методистов-естественников пытался ввести идею исторического развития природы в программы и учебники России и обосновал эволюционно-биологическое направление в преподавании естествознания. Он создал для школы учебники по минералогии ("Первые уроки минералогии", 1888; "Учебник минералогии", 1896; "Руководство минералогии для реальных училищ", 1895), зоологии, географии ("Учебник географии", ч. 1-4, 1887-1889; "Краткий курс всеобщей географии", 1889) и по начальному курсу естествознания, включал в них мировоззренческий материал; разработал ряд лабораторных работ по курсам живой и неживой природы; составил для школы "Определитель растений" (ч. 1-2, 1868-1869), "Определитель минералов" (1870, 1885) и др.; разработал темы экскурсий в природу; поставил вопрос о необходимости разностороннего общения учащихся с живой природой, об организации "живых уголков" в школе и дома. Методические требования Герда изложены в предисловиях к "Краткому курсу естествоведения" (1878) и "Учебнику зоологии" (ч. 1-2, 1877-1883, 1903), в которых осуществил монографический принцип распределения материала, выдвинутый в 1862 г. А. П. Бекетовым. Разработал методику преподавания курса неживой природы для младших классов школы. Его "Мир божий" ("Земля, воздух и вода", 1883, 1918) и методическое пособие к нему "Предметные уроки в начальной школе" (1883, 1914) были основными пособиями по курсу неживой природы. Литература: Ермолин Н. К., Очерк жизни А. Я. Герда, СПБ, 1889; Г е p д И. Я., А. Я. Герд, в кн: Русский биографический словарь. М., 1915; Райков Б. Е., А. Я. Герд и школьное образование, в кн.: Пути и методы натуралистического просвещения, М., 1960; Днепров Э. Д., Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России. 1918 - 1977. Библиографич. указатель, М., 1979. Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. —М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 201-202. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|