|
Лев Михайлович Лопатин(01(13).06. 1855, Москва — 21.03.1920, там же) – российский философ, психолог. Окончил историко-философский факультет Московского университета (1879 г.), преподавал философию и русскую литературу в гимназиях и на Московских высших курсах Герье. С 1881 г. работает на кафедре философии Московского университета, где вышел его первый печатный труд «Опытное знание и философия» (1881 г.). В 1883 г. Лопатин сдал магистерский экзамен, в 1885 г. он – приват-доцент, в 1886 г. защитил магистерскую диссертацию (на основе первого тома «Положительных задач философии»), а в 1891 г. – докторскую (на основе второго тома), в 1892 г. – экстраординарный профессор, в качестве которого читал курсы по истории новой философии и основным проблемам познания. В 1897 г. – ординарный профессор. Обучаясь в Московском университете у М. М. Троицкого, Лопатин перенял от него глубокий интерес к психологии. Несмотря на всю свою критичность, заимствовал у Троицкого многие психологические постулаты: о «субъективности познания», о «пространственности материальных объектов и темпоральности духовных», о «логической природе мышления», о приоритете самонаблюдения над другими методами психологии. Кроме этого, он заимствовал и общий взгляд на современную философию (и психологию), которая «не дала ничего нового, что не было бы известно еще в прошлом веке». Был с 1886 г. членом Московского психологического общества, возглавляемого Н. Я. Гротом, а после трагического для российской философии первого пятилетия ХХ века, когда скончались М. М. Троицкий, Н. Я. Грот, С. С. Корсаков, А. А. Токарский, В. С. Соловьев, С. Н. Трубецкой, В. П. Преображенский, стал его председателем и редактором журнала «Вопросы философии и психологии», в котором с 1890 г. публиковал свои основные статьи по психологии, посвященные этическим задачам в современной философии (1890 г.); исследованию подвижных ассоциаций представлений (1893 г.); понятиям о душе по данным внутреннего опыта (1896 г.); спиритуализму как психологической гипотезе (1897 г.); бессознательной душевной жизни (1900 г.); методу самонаблюдения в психологии (1902 г.) и др. Несмотря на негативное отношение широких слоев российской интеллигенции конца XIX в. к метафизике (стремительное развитие естественных наук заставляло признавать ценность только за конкретными эмпирическими данными, наглядными и предельно простыми), Лопатин был убежден в необходимости метафизической философии, раскрывающей «необходимые истины разума» («Спиритуализм как монистическая система философии», «Вопросы философии и психологии», 1912 г.). Его позиция имела существенные основания: он очень рано понял, что есть некоторые мировоззренческие вопросы, которые не могут быть решены в окончательном виде в рамках конкретных наук. И главным из них является вопрос о целеориентированности человеческой деятельности, о ее нравственных основаниях. Уже тогда Лопатин ясно почувствовал, что решение этого вопроса находится не в том измерении, где происходит развитие естественных наук и техники. Именно этим было обусловлено его обращение к проблеме «свободы воли», поскольку она ключевая в обосновании смысла человеческой деятельности, увязывая «естественно-складывающиеся» тенденции и «сознательно-задаваемые» цели. Это проблема нравственного выбора, в силу чего она ориентирована на будущее и не предполагает опровержение принципа детерминизма. С самого начала Лопатин постулировал, что духовное обладает одними качествами, а материальное – другими. Такое противопоставление материального и духовного, совершенно исключающее момент развития, имело для Лопатина определенное тактическое основание: в подобном ключе он строил критику теории психофизического параллелизма. После Октябрьской революции уклад жизни московской интеллигенции был почти полностью разрушен. Только Московский университет за 1919 – 1920 гг. похоронил 12 профессоров, не выдержавших голода и моральных страданий. Все друзья и знакомые Лопатина, которые остались в России, жили чрезвычайно тяжело, но еще большую роль стали играть чисто человеческие отношения. Лопатин был совершенно убежден в том, что человек не может умереть до тех пор, пока его земная миссия не будет исполнена, и в этом он старался убедить других. Он публикует статью «Неотложные задачи современной жизни» («Вопросы философии и психологии», 1917 г.). За несколько месяцев до своей смерти он производил впечатление человека, еще полного умственных сил. Но его истощенный организм не хотел больше служить «прибежищем» лопатинского духа. Всегда тяжело переносивший холода, Лопатин в марте 1920 г. простудился и получил воспаление легких. Так 21 марта 1920 г. умер один из последних идеалистов прошлого века, названный В.И. Лениным «философским черносотенцем». Философские идеи Лопатина, безусловно, оказали существенное влияние и на его университетских учеников (П. Флоренского, С. Франка), и на тех, с кем ему приходилось полемизировать, например, Н. Бердяева и Л. Шестова, благодаря которым через издаваемый ими в 20-х гг. в Париже журнал «Путь» познакомились с этими идеями французские персоналисты. В основном это касалось обоснования Лопатиным роли индивидуального начала. Но его психологические идеи, прежде всего о целостности психической жизни, вряд ли были тогда услышаны, и их пришлось переоткрывать уже другим ученым. Лопатин автор трудов: «Психология», М., 1902; «Философские характеристики и речи», М., 1911 г.; «Положительные задачи философии», М., 1911 г.; «Курс психологии: лекции, читанные на историко-филологическом факультете Императорского Московского университета и на Высших женских курсах в 1903-1904 г.», М., 1903 г. Л. А. Карпенко, И. М. Кондаков Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 279-280. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|