|
Владимир Ильич Ленин(псевдоним, настоящая фамилия – Ульянов) [10(22).04.1870 г., Симбирск, ныне Ульяновск, – 21.01.1924 г., Горки, близ Москвы], политический и общественный деятель, продолжатель учения К. Маркса. Родился в семье педагога И. Н. Ульянова. Старший брат Ленина народоволец А. И. Ульянов казнён в 1887 г. за участие в покушении на российского императора Александра III. Учился в Казанском университете (1887 г.). В 1891 г. сдал экстерном экзамены за курс юридического факультета Петербургского университета. С начала 1990-х гг. XIX в. участвовал в политической борьбе с самодержавием. С начала XX в. жил главным образом в эмиграции. С 1903 г. один из руководителей Российской коммунистической партии большевиков. В 1917 г. возглавил руководство Октябрьским вооруженным восстанием в Петрограде и на 2-м Всероссийском съезде Советов избран председателем Совета народных комиссаров РСФСР. Сторонник теории социализма как справедливого общественно-экономического строя, сменяющего капиталистический строй. Просвещение рабочих Ленин считал важнейшей задачей партии. Среди её главных целей намечал создание вместо прежней (по Ленину, сословной и классовой) демократической системы народного образования, финансируемой государством и управляемой местными выборными органами, базирующейся на принципах единой трудовой школы и соединения обучения с производительным трудом. Отказ от "школы муштры" и "школы зубрёжки" предполагал использование положительного опыта, накопленного педагогической теорией и практикой школы, в том числе за рубежом. Эти идеи отражены в Декларации о единой трудовой школе (1918 г.). Программа Российской коммунистической партии (большевиков), разработанная под руководством Ленина в 1919 г., предусматривала создание широкой сети дошкольных учреждений, бесплатное и обязательное общее и политехническое образование детей до 17 лет, обучение на родном языке. Провозглашался тезис о том, что школа должна превратиться из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы. Предполагалось использовать для пропаганды коммунистических идей все возможности государства и его аппарата. Реализация этих программных установок привела к утверждению в практике школы и административных органов ориентации на идеологическое единомыслие. Ленин считал необходимым использовать в системе народного образования старых (так называемых буржуазных) специалистов, но под контролем коммунистов, которые не обязательно должны быть профессионалами. Ленин одобрил высылку из страны представителей интеллигенции, не проявивших лояльности к Советскому государству. В начале 1920-х гг. Ленин увидел негативные последствия курса советской власти и пришел к выводу о необходимости "перемены всей нашей точки зрения на социализм". При введении новой экономической политики (нэп), сокращении общегосударственных расходов на образование он высказал идею о необходимости первоочередной заботы об учителе, о его духовном подъёме, всесторонней подготовке и поднятии его материального положения. По настоянию Ленина была проведена реорганизация Народного комиссариата просвещения с целью превращения его в центр накопления и распространения передового педагогического опыта. Однако эти устремления не получили поддержки. После 1922 г. он фактически оказался отстранённым от активной политического деятельности. После смерти Ленина многие его высказывания были превращены в расхожие лозунги, догматизированы. Деятельность Ленина в течение многих лет рассматривалась в духе сталинских интерпретаций развития партии и Советского государства. С конца 1980-х гг. начался новый этап изучения наследия Ленина. В литературе встречается широкий спектр оценок деятельности Ленина, от позитивных до негативных. Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 500-501. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского(Избранные произведения и собрание сочинений) Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|