|
Николай Яковлевич Грот[18.(30).04.1852, (Гельсингфорс, Россия) — 23.05(04.06).1899 (с. Кочеток, Харьковская губерния, Россия)] — русский психолог и философ. Один из основателей российской экспериментальной психологии, автор теории эмоционально-нравственного развития человека. Специалист по теории философского знания, гносеологии и этике. Родился в семье филолога — академика Я.К. Грота. Образование получил в Петербургском университете, окончив историко-филологический факультет. После стажировки в Германии, стал профессором кафедры философии Историко-филологического университета в Нежине. Защитил магистерскую диссертацию по теме "Психология чувствований" (1880 г.), доктор по теме "К реформе логики" (1883 г.), в которых развивал свою концепцию логики и эмоций. В 1883 г. Грот — профессор философии в Одессе, с 1886 г. — профессор Московского университета, где М.М. Троицкий передал ему заведование кафедрой философии и где он работал до конца своей жизни. В 1887 г. Грот возглавил Московское психологическое общество. С 1889 г. он первый редактор журнала "Вопросы философии и психологии". В своих ранних исследованиях Грот ориентировался на учение И.М. Сеченова. В дальнейшем его миропонимание эволюционировало от спенсеровского позитивизма (когда он считал, что задача философии в синтезировании научного знания) к признанию наличия метафизической реальности (т. е. признания сверхчувственных принципов и начал бытия), в частности, признания реальности "сознания вселенной" и к утверждению, что "априорный" метод метафизики и есть "метод чувства", который он разрабатывал в своих исследованиях. Развивая программу построения психологии, Грот исходил из того, что психология должна быть объективной естественной экспериментальной наукой. Он был активным сторонником практического использования психологии в педагогике, медицине, юриспруденции ("Основания экспериментальной психологии", 1896 г.). Главное достоинство экспериментальной психологии Грот видел в том, что она имеет дело не с субстанциями или явлениями, а с реальными фактами душевной жизни. В то же время ее наибольшая трудность состоит в способе передачи, описания душевного состояния исследуемого субъекта экспериментатору и правильная интерпретация последнего, "так как интуитивное чтение в чужих душах обычно бывает ошибочным". Особое внимание в своих работах Грот обращал на развитие эмоций и чувств, связывая их не только с мыслями, но и с ощущениями ("Психология чувств", 1880 г.). Он пытался применить законы дифференциации и интеграции, открытые в физиологии к психологии. В качестве основной единицы душевной жизни выделял "психический оборот", в котором объединялись ощущение (как внешнее впечатление на организм), чувствование (как переработка внешнего впечатления во внутреннее), мышление (как вызванное этим впечатлением движение) и воля (как внешнее движение организма навстречу предмету). Говоря о возможности практического применения данных его исследования о связи чувств и ощущений, Грот доказывал, что в реальной жизни человеческая психика находится в равновесии между состоянием пессимизма и оптимизма, что существует баланс сил в удовольствии и страдании. Изменение равновесия в сторону страдания изменяет и познавательные способности человека, приводя, как правило, к их снижению. Теория баланса сил (опирающаяся на закон сохранения энергии) связывалась с развитием нравственности у человека: счастье, по мнению Грота, заключается в правильном и нормальном равновесии удовольствий и страданий как в их качестве, так и порядке их смены. Это определение счастья во многом являлось основой его дальнейших работ, связанных с исследованием проблемы свободы воли, которую Грот рассматривал как проблему отношения мотивов воли к ее актам. Его основная идея заключалась в том, что свобода личной воли есть дар единой вселенской воли, но достигается она личностью самостоятельно, в процессе индивидуального саморазвития. Большое значение Грот придавал просветительской деятельности, распространению психологических знаний в обществе, чтению открытых лекций, созданию общедоступных курсов. Автор трудов: "О душе в связи с современными учениями о силе", Одесса, 1886; "Что такое метафизика" / "Вопросы философии и психологии", 1890. Кн. 2 и др. Л.А. Карпенко, Т.Д. Марцинковская Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 146-147. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|