Роберт Вудвортс

Роберт С. Вудвортс (Woodworth)

(17.08.1869, около Бостона, — 04.07.1962, Нью-Йорк) - американский психолог, «отец американской психологии», представитель одного из направлений функциональной психологии, названного динамической психологией. Образование получил в университете Амхерста (бакалавр, 1891 г.) и Гарвардском университете, где он учился с Уильямом Джеймсом и Дж. Ройсом (бакалавр, 1896 г.; магистр, 1897 г.). В 1899 г. в Колумбийском университете под руководством Дж. М. Кеттела защищает докторскую диссертацию. Профессиональную деятельность начал в качестве профессора Нью-Йоркского университета (1903 г.). Президент Американской психологической ассоциации (1914 г.), президент Психологической корпорации (1929 г.). Награжден золотой медалью Американского психологического фонда (1956 г.). Занимал многочисленные консультационные должности, был редактором «Archives of Psychology» (1906-1945 гг.).

Профессиональные интересы Вудвортса были чрезвычайно разнообразны и связаны с экспериментальной психологией, общей психологией, историей психологии, психологией личности и социальной психологией, психофизиологией и сравнительной психологией. После непродолжительной работы в больницах Нью-Йорка, где он изучал физиологию, и работы под руководством Ч. С. Шеррингтона в Ливерпульском университете Англии, Вудвортс возвращается в США, в Колумбийский университет (1903 г.), где проработает вплоть до своей отставки в 1942 г.

Первое влиятельное исследование Вудвортса по проблеме переноса в обучении было осуществлено совместно с Э.Л. Торндайком в 1901 г. и опубликовано в журнале «Psyhological Review» № 8. В работе доказывалось, что тренировка одной функции мало влияет на другую. Это помогло опровергнуть доктрину формальных дисциплин в образовании. Другой важной работой Вудвортса было исследование, основанное на антропометрических исследованиях 1100 человек, принадлежащих к различным расам (1904 г., Международная выставка в Сент-Луисе). В. показал, что различия внутри популяции гораздо значительнее, чем различия между расами. Для того времени это было революционное утверждение. В 1918 г. В. публикует книгу «Dynamic Psychology», в которой развивает идеи о принципиальной важности динамики мотивов в организации поведения и популяризирует введенный им термин «динамическая психология». Считая исходную формулу бихевиоризма стимул-реакция неполной, Вудвортс включает в нее в качестве опосредствующего звена такую детерминанту, как организм, с присущими ему мотивационными параметрами (стимул - организм - реакция). Он выдвинул гипотезу о том, что формирующиеся навыки сами могут приобретать побудительность, вне зависимости от инстинктов, обусловивших их формирование. В дальнейшем это положение было взято на вооружение Гордоном Олпортом в его теории мотивов.

Результатом преподавательской деятельности Вудвортса был учебник «Psychology» (1921 г.), выдержавший пять переизданий (последнее, в 1947 г.), и «Experimental Psychology» (совместно с Н. Schlosberg, 1938 г., 1954 г.), ставшая для нескольких поколений студентов главным учебным пособием по экспериментальной психологии. Одним из первых исторических обзоров психологии стала книга Вудвортса «Contemporary Schools of Psychology» (1931 г., 1948 г., 1964 г.). В ней он, в частности, излагает свою методологическую позицию умеренности и эклектизма и критикует узкие и жесткие методики Э. Б. Титченера и Дж. Б. Уотсона. Обобщение идеи Вудвортса получили в последнем крупном издании «Dynamics of Behavior» (1958 г.).

Л. А. Карпенко

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 108-109.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу