|
Джон Бродес Уотсон (Watson)(09.01.1878 г. - 25.09 1958 г., Нью-Йорк) - американский психолог, основоположник бихевиоризма. Специалист в области психофизиологии, экспериментальной и сравнительной психологии, психотерапии. Образование получил в Колледж Фурмана (бакалавр, 1900 г.) и Чикагском университете (доктор, 1903 г.). Профессиональную деятельность начал в качестве ассистента по психологии Чикагского университета (1903-1904 гг.), затем преподавателя (1904-1908 гг.). В 1908 г. получил приглашение Дж. Болдуина занять должность профессора в университете Джона Хопкинса и возглавить лабораторию сравнительной психологии. В 1909 г. в связи с отставкой Дж. Болдуина Уотсон занял его место декана факультета психологии и редакторские должности в нескольких психологических журналах (1909-1920 гг.). В 1915 г. Утсон был избран Президентом АРА. В этот период его окружала группа сотрудников (в том числе, Г.С. Дженнингс, К. Лэшли, Найт Данлел, Адольф Мейер и др.), которые, как и Уотсон, критически относились к господствующему методу интроспекции, как основному источнику фактов. Особенно остро этот конфликт выглядел в области психологии животных. Поскольку суть психологии сводилась к изучению сознания непосредственно через интроспекцию, психология животных занимала второстепенное положение по сравнению с экспериментальной психологией человека. При этом практическое применение интроспективной психологии было неясным, неопределенным. Преодолевая подобное положение, Уотсон выдвинул альтернативную стратегию, которая переориентировала психологию так, что работе с животными стало уделяться первостепенное внимание с соответствующими практическими последствиями. Начал Уотсон с публикации в 1913 г. статьи «Psychology as the behaviorist sees It» («Психология с точки зрения бихевиориста») в журнале «Psychological Review», которая стала своеобразным манифестом нового направления. С этого момента психологи США стали постепенно определять себя как сторонников или противников новой теории. В 1914 г. Уотсон публикует книгу «Behavior: An introduction to comparative psychology» («Поведение: введение в сравнительную психологию»), в которой впервые в истории психологии был решительно опровергнут постулат о том, что предметом этой науки является сознание (его содержание, процессы, функции и т.д.). Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Новый подход намечал перспективу раскрытия факторов взаимодействия целостного организма со средой и причин, от которых зависит динамика этого взаимодействия. Предполагалось, что знание причин позволит в психологии осуществить идеал других точных наук с их девизом предсказание и управление. Уотсон пришел к убеждению, что наблюдения за состояниями сознания также мало нужны психологу как и физику, химику и т.д. Только отказавшись от этих внутренних наблюдений, настаивал он, психология станет точной и объективной наукой, подобной другим естественнонаучным дисциплинам. По его плану, все поведение должно быть объяснено из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его, также непосредственно наблюдаемых ответов (реакций). Отсюда и главная формула Уотсона, воспринятая бихевиоризмом: стимул-реакция (S—R). Из этого следовало, что процессы, которые происходят между составляющими этой формулы (как физиологические, так и психические) психология должна устранить из своих гипотез и объяснений. Поскольку единственно реальными в поведении признавались различные формы телесных реакций, Уотсон заменил все традиционные представления о психических явлениях их двигательными эквивалентами. Всеми реакциями, как интеллектуальными, так и эмоциональными, можно, по мнению Уотсона, управлять. Он провел серию экспериментов над младенцами, вырабатывая условные рефлексы, связанные с эмоциями. Например, громкий звук, вызывающий чувство страха, сочетался с восприятием кролика. В дальнейшем сходное чувство страха возникало у детей при виде других покрытых мехом объектов. Так Уотсон стремился доказать, что у людей на основе условных рефлексов можно формировать по заданной программе стойкие аффективные комплексы. Принцип управления поведением получил в американской психологии после работ Уотсон широкую популярность. В 1924 г. он публикует книгу Behaviorism, в которой, в частности, описывает принципы бихевиоральной терапии и постулирует преобладание воспитания над природой. В 1928 г. вместе с Розалией Рейнер публикует свою знаменитую книгу о воспитании детей «The Psychological care of infant and child», которая широко разошлась среди родителей, стремящихся к научному подходу в воспитании. Процесс воспитания он рассматривал как разновидность научения, придавая исключительное значение подкреплению приспособительных реакций. Чтобы в полной мере оценить влияние уотсоновского бихевиоризма, следует выявить его основные свойства (постулаты): 1) наблюдение за поведением вместо интроспекции; 2) прогнозирование и контроль, а не теоретическое осмысление; 3) избегание терминов сознание и сознательность ; 4) атомистический взгляд (стимул—реакция) на поведение. Вокруг бихевиоризма велись яростные дебаты и споры во всех гуманистических науках. И уже в 20-х гг. наследники бихевиоризма принимали не все постулаты Уотсона. Толмен принимал лишь положение (1). Кларк Халл и его последователи в 1930-х гг. принимали постулаты (1) и (4). Скиннер в качестве цели принимал положение (2), развивая собственную неатомистическую версию бихевиоризма. Современная когнитивная психология, утверждающая, что она отвергла бихевиоризм, тем не менее в большинстве случаев продолжает сохранять бихевиористский атомизм (положение 4). Бреши заполняются теоретическими понятиями ментальности (память, внимание и т.п.), но при этом эксперименты концентрируются вокруг наблюдаемых причин и результатов, т.е. отказ от уотсоновского табу на интроспективные методы оказался недолговечным. Труды Уотсона в русском переводе: Наследственность , М., 1913; Психология как наука о поведении, М.-Л., 1926; Психологический уход за ребенком, М., 1930. Л. А. Карпенко, Т. Д. Марцинковская Источник: История психологии в лицах: персоналии. под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А., ПЕР СЭ, Москва, 2005. - С. 482-483. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|